Если простой обыватель прочитает закон о так называемой дачной амнистии (полное название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»), то вряд ли что-нибудь поймет в этом документе. Дело в том, что данный нормативно-правовой акт представляет собой не единый упорядоченный документ, а список изменений, которые вносятся в другие законы: о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, Гражданский кодекс и многие другие.
Юрист М2 рассказывает, как теперь оформляется земельный участок в соответствии с указанным законом. Правила «легализации» земельных участков и возведенных на них зданий несколько различаются, поэтому обо всем по порядку.
Из владельцев в собственники
Можно оформить в упрощенном порядке право собственности на земельный участок, если он был предоставлен до 31 октября 2001 года для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Такой земельный участок должен быть предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. Если в акте, свидетельстве или другом документе не указано право, на котором земельный участок выделен гражданину, или невозможно определить вид этого права, то такой участок также разрешается оформлять в упрощенном порядке.
Для государственной регистрации права на участок надо представить:
1. Правоустанавливающий документ на землю:
— акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или местного самоуправления;
— акт (свидетельство) о праве гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти;
— выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
2. Кадастровый план земельного участка.
3. Заявление о государственной регистрации права собственности.
4. Квитанцию об уплате государственной пошлины.
5. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя — документ, подтверждающий его полномочия (нотариально удостоверенная доверенность и копия).
Как сделать дом своим
Оформить в упрощенном порядке право собственности на созданный или создаваемый объект недвижимости можно при условии, что для строительства или реконструкции такого объекта не требуется разрешение; если объект возводится на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Уточним, что разрешение на строительство не требуется в случае сооружения гаража на земле, предоставленной физическому лицу, или строительства на участке, выделенном для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимости потребуются:
— документ, подтверждающий факт создания объекта и содержащий его описание;
— кадастровый план участка;
— правоустанавливающие документы на землю.
Представлять правоустанавливающий документ не требуется, если право заявителя на эту землю ранее зарегистрировано в соответствии с законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
При определенных условиях не понадобится предоставлять и кадастровый план участка. Он не требуется в следующих случаях:
— право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в соответствии с законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
— представлено заключение правления садоводческого или дачного объединения, которое подтверждает, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в границах указанного земельного участка;
— для строительства объекта не требуется выдача разрешения либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства, и представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, которое подтверждает, что объект расположен в пределах указанного земельного участка.
Факт без документов — не факт
Какие документы подтверждают факт создания объекта недвижимости? Для частного дома, расположенного на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйств, такими документами являются технический паспорт объекта и разрешение органа местного самоуправления на ввод строения в эксплуатацию (если дом не завершен — разрешение на строительство). До 1 января 2010 года техпаспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, который подтверждает факт создания дома на указанном земельном участке и содержит его описание.
Документом, подтверждающим факт создания дачного дома или гаража и содержащим описание строения, является декларация о таком объекте недвижимости. В декларацию включаются сведения о его адресе (местоположении), виде (названии), назначении, площади, количестве этажей (в том числе подземных), годе его создания, материалах наружных стен такого объекта недвижимого имущества, о его подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и кадастровом номере земельного участка.
За государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок и стоящий на нем дом взимается государственная пошлина в размере 100 руб. Так что теперь зарегистрировать свой участок или созданный объект недвижимости доступно.
Светлана Мамырова М2 - Квадратный метр
Статья о недвижимости получена: IRN.RU