На протяжении всего времени проведения российских реформ столичная власть не поддерживала введение института частной собственности на земельные ресурсы на территории города. Это было официально объявлено в начале 1991 года, когда было принято решение о развитии арендных отношений на только еще зарождающемся земельном рынке столицы.
Однако, спустя более чем 16 лет столичная власть была вынуждена принять документ о передаче земельных участков в частную собственность. С большой степенью вероятности это был вынужденное действие со стороны городской администрации, которое напрямую связано с теми либеральными "правилами игры", которые столь целенаправленно вводит федеральный центр, в том числе и на земельном рынке.
Частная собственность на земельные участки в столице - капитуляция или очередная отсрочка?
Несомненно, что принятие Постановления Правительства Москвы "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" (№431-ПП от 27.06.2006) является пока наиболее значимым событием на рынке недвижимости столицы в текущем году.
Согласно этому документу, земельные участки в столице могут быть переданы, в том числе и безвозмездно, в собственность юридическим лицам (организациям), которые и так ею владеют на праве постоянного (бессрочного) пользования. Физические лица также могут получить в собственность земельные участки, на которую у них есть право бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.
Кроме того, в частную собственность может перейти земля под зданиями, строениями и сооружениями, находящимися в частной собственности. Подать заявку на приватизацию участка под объектом недвижимости получают право владельцы любых зданий и сооружений - от жильцов многоквартирного дома, все помещения которого приватизированы, до собственников торговых центров, складов и офисных комплексов. Если общая площадь зданий, строений, сооружений не превышает 3 тыс. кв. метров, а сам земельный участок не находится на территории, отнесенной к природному комплексу г. Москвы, то решение о передаче или продаже земельного участка принимается префектурой соответствующего административного округа города.
Приобрести в собственность земельные участки под зданиями, строениями и сооружениями общей площадью больше 3 тыс. кв. метров можно только получив на это разрешение Правительства Москвы.
Однако не каждый земельный участок в Москве может перейти в частную собственность. Согласно вышеприведенному документу, нельзя приватизировать следующие земельные участки:
ограниченные в обороте,
изъятые из оборота,
зарезервированные для государственных нужд.
Достаточно очевидно, что этот документ о передаче в частную собственность земельных участков, по форме приводит московское законодательство в соответствие с Федеральным законом о приватизации, а также с Земельным и Жилищным кодексами РФ.
Вместе с тем, мала вероятность того, что процесс оформления земель в собственность может приобрести лавинообразный характер, поскольку порядок купли-продажи земель в Москве еще не отработан на практике. Кроме того, в настоящее время в нем может быть много "ограничителей", сдерживающих массовость этого процесса, но и они могут быть выявлены только на практике.
Поэтому, дело за малым - за практикой. Но на практику потребуется минимум несколько месяцев, только для того, чтобы выявить основные "ограничители".
Однако при ознакомлении с документом были выявлены введенные дополнительные ограничения, которых нет ни в ФЗ о приватизации, ни в Земельном кодексе. Так, согласно документу, претендент на приватизацию земли должен предоставить заключение о градостроительных регламентах участка, а также план подземных инженерных коммуникаций в его пределах. Вместе с тем, градостроительный регламент определяет, сколько площади необходимо объекту для его нормальной эксплуатации. Но в настоящее время официально утвержденных градостроительных регламентов в московском законодательстве не существует. Пока нет ответа на вопрос, когда будут приняты эти градостроительные регламенты.
Есть и ряд иных неоднозначных положений в принятом порядке передачи земельных участков в частную собственность. Часть из них дает возможность для злоупотреблений со стороны чиновников. Можно допустить, что в первую очередь земельные участки будут предоставляться в частную собственность только тем лицам, которые имеют с властными структурами особые `эксклюзивные` отношения. Это будет служить неопровержимыми фактами того, что земли в столице передаются в частную собственность (то есть выполняются нормы федерального законодательства), но при этом для большинства участников рынка будут созданы фактически не преодолимые препятствия осуществления подобных действий.
С теоретической точки зрения принятие подобного документа московской властью дает основание говорить о том, что в рыночный оборот вовлекается значительные земельные активы города. Это позволит:
повысить капитализацию ряда компаний, владеющих землей,
повысить их способность привлекать заемные средства на развитие, используя права на земельные участки в качестве объекта обеспечения кредита.
С большой степенью вероятности, на практике, решение московской власти о продаже земельных участков затронет лишь наименее привлекательные территории, требующих крупных объемов инвестиций для освоения или имеющих значительные ограничения по застройке.
Приватизация земель в ближайшие несколько лет может повлиять на строительный рынок, поскольку может быть создана альтернатива городским конкурсам по получению площадок под застройку.
В целом, принятый московской властью документ должен способствовать привлечению инвестиций в столицу, в том числе и иностранных. Но это произойдет лишь спустя некоторое время…
Крапин Александр Личные Деньги
Статья о недвижимости получена: IRN.RU