У земельного рынка может появиться новый контролер. На эту роль претендует антимонопольное ведомство. Эксперты и компании предлагают чиновникам для начала разобраться с единственным монополистом на земельном рынке — государством.
В проекте нового закона о конкуренции Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила закрепить за собой контроль за оборотом земель. Служба претендует на то, чтобы сделки, в результате которых в руки одного собственника попадает более 10 га земли поселений, 1000 га сельхозземли или 2000 га лесного фонда в пределах одного субъекта Федерации, совершались только с ее предварительного согласия.
При этом у чиновников будет право заблокировать сделки, которые могут привести к ограничению конкуренции. “От цен на землю зависит вся экономика, поэтому концентрация ее в одних руках может быть опасной, — рассуждает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. — Например, мы не видим оснований для скачкообразного роста стоимости земли вокруг крупных городов”. В ФАС подозревают, что здесь замешаны и “монополистические факторы”, говорит Сушкевич. “Мы готовы к компромиссам по цифрам и хотим услышать все мнения, но саму норму оставим”, — резюмирует он.
А вот специалистам Минэкономразвития идея коллег кажется подозрительной. “У нас монополист на рынке — это государство, которому принадлежит 92% земель, — напоминает замдиректора департамента Минэкономразвития Андрей Ивакин. — Если и можно говорить об опасности [концентрации земли в руках ограниченного числа игроков], то через много лет”. Ивакину не известны примеры борьбы с концентрацией земель в других странах: “Достаточно высокие земельные налоги делают ее бессмысленной”. Если и вводить пороги для концентрации, то они должны быть сильно дифференцированы, полагает сотрудник ФГУП “Госземкадастр-съемка”, просивший не упоминать его имени в печати. “Если инвестор скупает 30 000 га плодородных южных земель, где средний размер колхоза около 7500 га, то он будет вести на них эффективное хозяйство и от этого будет только польза, а в пригородах Москвы 1000 га сельхозземель — это очень большой участок, поскольку они в первую очередь скупаются под строительство коттеджей”, — говорит эксперт.
Эксперты полагают, что ФАС собрался бороться не с тем, с кем надо. “Надо бороться с чиновниками, — говорит партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Виталий Можаровский. — Они продают своим компаниям землю по дешевке, а те уже наживаются”. По мнению Можаровского, эффективным средством от монополизма были бы тендеры, которые не позволят сосредоточить большие участки в одних руках. “Сначала нужно сделать прозрачным этот абсолютно мутный рынок [сделок с землей близ крупных городов], а потом уже говорить о конкуренции”, — говорит сотрудник компании, занимающейся продажей земли. Впрочем, по его мнению, стать монополистом на этом рынке невозможно даже сейчас, так как на нем работает слишком много компаний. Начальник отдела недвижимости инвесткомпании “Велес Капитал” Владлен Волошин соглашается с ФАС, что рост цен на землю в Подмосковье ненормальный: “По Новорижскому шоссе стоимость сотки за два года выросла в три раза, а по наименее престижному Горьковскому почти в два раза”. Но аналитик отмечает, что сопоставимыми темпами растут цены на московскую недвижимость.
“Рост цен на землю в первую очередь вызван бурным экономическим ростом и ценами на нефть, — полагает старший экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков. — Финансовый рынок не развит, вот и идут эти деньги на покупку земли и недвижимости”. Причем экономист обращает внимание, что аналогичные процессы происходят во всем мире.
Андрей Панов Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU