– Строительство у воды сопряжено со строительством в водоохранной зоне. Таковой принято считать участки земли, находящиеся в непосредственной близости к водоемам и на которых существенно ограничены многие виды работ.
Последнее делается для того, чтобы защитить водоемы от загрязнения и истощения, предотвратить на их берегах неконтролируемые геологические процессы (такие как оползни) и, в конечном счете, сохранить водоемы в максимально неизменном виде для будущих поколений. Любые действия в водоохранной зоне достаточно жестко регламентировались в старом Водном кодексе статьями 111-112 и Постановлением Правительства РФ 1404.
26 мая этого года Советом Федерации был утвержден новый Водный кодекс, который теперь является основным документом в области регулирования водных отношений.
– Что принципиально нового появилось в Водном кодексе?
– В новом Кодексе четко устанавливается ширина водоохранной зоны. Так, для рек и ручьев длиной до 10 км она составляет 50 м, от 10 до 50 км – 100 м, от 50 км и более – 200 м. Этого не было в предыдущей редакции Кодекса, из-за чего нередко возникали сложности в согласовании строительных мероприятий близ того или иного водоема. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища устанавливается в размере 50 м. Можно сказать, что закон облегчает работу компаниям, использующим водные ресурсы. По старым правилам, для пользования водоемами нужно было иметь лицензию и договор, теперь эта процедура существенно упорядочена. Есть виды водопользования, для которых необходимо подписывать только договор (например, забор воды, использование акватории для отдыха), а есть виды работ на воде, для которых достаточно получить решение о предоставлении водного объекта в пользование (например, размещение причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, проведение дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водоемов).
– Каков сегодня порядок действий при реализации строительных проектов на берегу водоема?
– Сначала нужно заключить договор на водопользование или получить решение о предоставлении водного объекта в пользование. Они выдаются в Росводресурсах. Далее, при наличии свидетельства о собственности на землю, Вы можете подать документы на государственную экологическую экспертизу. При ее проведении оцениваются особенности воздействия на окружающую среду нового объекта строительства. Подробно анализируются проект канализации, предлагаемые компанией способы сбора и вывоза отходов. Государственные эксперты проверяют расчеты, оценивают план застройки и дают соответствующее заключение.
– У всех на слуху громкий скандал со сносом домов в коттеджном поселке «Екатерининские валы». Судя по информации в СМИ, главной причиной сноса является то, что поселок был возведен в водоохранной зоне. Так ли это, и какие требования должны соблюдать строители, чтобы дома не оказались под угрозой сноса?
– Что касается истории с «Екатерининскими валами», то причина требования сноса домов была в том, что у поселка была оформлена аренда земли только до 2000 года, а дома, по решению подлежащие сносу, не имели абсолютно никаких документов.
По поселкам, которые построены в водоохранной зоне с нарушениями, подмосковные суды пока очень медленно выносят решения. Для сравнения: Волжская природоохранная прокуратура за год добилась вынесения судами порядка 300 решений о сносе домов, построенных незаконно в водоохранных зонах. В Европе за неправильную реконструкцию дома судом незамедлительно выносится решение и уже через три дня его сносят. (Так произошло, например, с домом нашего олигарха Аркадия Гайдмака, построенного на Лазурном берегу Франции.)
– Что Вы думаете по поводу высказанной некоторыми ведомствами идеи об отмене понятия «водоохранная зона»?
– В такой цивилизованной стране, как Германия, тоже есть водоохранные зоны, и они нормально с ними живут. Я считаю, что если у нас водоохранную зону отменят, то начнется полный произвол. Сейчас существуют хотя бы какие-то ограничения, и то допускается много нарушений.
– Есть ли у нас какие-то нормы строительства у воды?
– Как нет норм высотного строительства, так нет и норм строительства на берегу. В Водном кодексе разъясняется, что нельзя делать в водоохранных зонах, а вот о правилах строительства практически ничего нет. Над этой проблемой нужно серьезно поработать.
– Не могли бы Вы назвать основные нарушения, допускаемые строителями?
– Зачастую, конечно, народ безобразничает. Пытается дать инспектору взятку вместо того, чтобы провести все требуемые законом водоохранные мероприятия. Основные нарушения: отсутствие заключения экологической экспертизы, организация заправок, строительство стоянок в пределах водоохранной зоны, размещение горючесмазочных жидкостей в береговой защитной полосе, отсутствие ливневой канализации, негерметичность канализации, строительство без соответствующих разрешений (самострои).
Хотелось бы напомнить строителям те несложные правила, которые следует соблюдать при работах в водоохранных зонах.
Нужно помнить о том, что в пределах водоохранных зон есть несколько специальных полос, в которых строительство запрещено. Так, выделяется полоса земли вдоль береговой линии водоема (так называемый «бечевник»), которую даже нельзя огораживать. Бечевник предназначен для общего пользования, каждый человек вправе находиться на нем, поэтому, даже если земля является частной, владелец должен оставить свободными для общественного доступа 25 метров до воды. За бечевником следует прибрежная защитная полоса (30-50 м), ее уже можно огораживать, но на ней по-прежнему ничего нельзя строить. Средний размер прибрежной полосы 30-50 м. Для озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, ширина прибрежной полосы составляет, независимо от уклона берега, 200 м.
За пределами прибрежной полосы, на территории водоохранной зоны строительство разрешено, но есть исключения для определенных видов строений. Так, запрещено устройство скотомогильников, мест захоронения отходов, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, использование сточных вод для удобрения почв, химическая борьба с вредителями. В новом Водном кодексе стали заметно мягче требования к нахождению автотранспорта в водоохранной зоне. Так, если раньше здесь запрещалось устройство стоянок, то теперь они допускаются при условии, что машины передвигаются и стоят на асфальтированных (бетонированных) дорогах и площадках. Также в новой редакции Кодекса организация заправок транспортных средств возможна только при оборудовании специальными сооружениями, обеспечивающими охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
- Заправка судов – очень актуальная тема для яхт-клубов. Существует ли у нас сегодня законодательная база по заправкам на воде?
- Ее нет. Есть только сертификаты соответствия для заправок. Мы подняли этот вопрос, но пока депутаты на него еще не отреагировали. Наверное, еще не все стали яхтсменами.
- Что Вы думаете о плавающих заправках?
– Это временные меры.
- Каковы будут Ваши рекомендации по устройству заправок в яхт-клубах?
– Единственный приемлемый на сегодняшний день способ заправки яхт и катеров – с судов и в специализированных сертифицированных водных заправочных пунктах.
Сертифицированные заправки отличаются высокой герметичностью, у них емкости с топливом находятся на суше в специальных высокогерметичных резервуарах, а сама колонка располагается на воде. Подвод от емкости к колонке осуществляется по герметичным трубам. В таких заправках продумано все, начиная с формы пистолета и заканчивая втягивающим устройством для шланга (чтобы тот не болтался). Производство этих заправок существует уже не только в Европе, но и у нас, в России. Администрации подмосковных районов ждут проектов установки сертифицированных заправок, чтобы обеспечение малого флота Подмосковья топливом имело цивилизованный характер. Яхтсмены хорошо знают, что во всем мире заправка осуществляется только из специализированных заправочных узлов. У нас же пока яхты заправляются из канистр, или некоторые яхт-клубы устраивают незаконные заправки, используя обычные заправочные механизмы. Например, существующая заправка в Хлебниковском затоне работает с большими нарушениями. По сути, это обычная автомобильная заправка, поставленная на баржу, в результате чего топливо стекает в воду. Мы уже выдвинули этой заправке ряд требований; если они не будут выполнены, то придется ее закрыть.
- Как Вы считаете, почему яхт-клубы не устанавливают у себя нормальные заправки?
– Потому что считают, что проще дать взятку инспектору. Но хочу предупредить: больше такая практика не пройдет. Еще пару раз мы проведем проверки, и яхт-клубы будут вынуждены понять, наконец-то, что проще потратить чуть больше денег на покупку сертифицированных заправок, чем заниматься «самодеятельностью». Наши рекомендации – делать все по закону и устанавливать у себя сертифицированные заправки.
Инвестиции в строительство
Статья о недвижимости получена: IRN.RU