Загородное жилье
В Московской области начала действовать программа, по которой в ближайшие 15 лет будет построено 15 гольф-клубов. Шесть из них строятся уже сейчас. Впрочем, дело не только в игре – инвесторы видят, что наличие гольф-поля позволяет на порядок увеличить стоимость недвижимости, находящейся с ним в одном комплексе.
Место для клюшек
Среди гольфистов ходит легенда о том, как однажды, случайно встретившись в аэропорту, два известных и знакомых друг с другом человека – хоккеист Свен Юханссон и предприниматель Арманд Хаммер – демонстративно не пожали друг другу руки. Причиной взаимной неприязни послужил спор о том, кто из них является первооткрывателем гольфа в России.
Считается, что впервые идея привезти гольф в СССР возникла еще в 70-е годы у Хаммера, но "заложил камень" в первый гольф-клуб в Москве именно Юханссон. Вопрос "авторства" остается открытым по сей день.
Официально рождение гольфа в нашей стране состоялось 18 лет назад, когда открылся первый гольф-клуб в Москве. За прошедшие годы было построено еще пять объектов для занятий гольфом, из них только одно поле на 18 лунок, пригодное для проведения международных соревнований. Но, похоже, любители гольфа сумели заразить своей страстью большое количество потенциальных игроков.
Программа строительства полей подготовлена Российской ассоциацией гольфа, которая занимается координацией развития гольфа в стране. В ассоциации утверждают, что программа, рассчитанная на 15 лет, основана на самых пессимистических прогнозах роста рынка. Интерес к игре постоянно растет, а значит, растет потребность в строительстве новых гольф-сооружений. Каждое из них обрастает сопутствующей инфраструктурой, которая, как показывает практика, приносит до 70% дохода от инвестиционно-строительного проекта. Остальные 30% приносит непосредственно гольф-клуб – это плата за саму игру, аренду оборудования, взносы для членов клуба. Соседство с гольф-клубом повышает в среднем на 20% цены и на недвижимость.
Все благодаря специфике гольфа. Среди главных его качеств – спокойный темп игры. На один сет в среднем уходит до пяти часов, во время которого игроки общаются, создается непринужденная обстановка даже среди людей, связанных друг с другом только формальными деловыми отношениями. Кстати, по неофициальной статистике, во всем мире около 90% всех деловых сделок совершается на поле для гольфа. Игра может занять весь световой день, а значит, рядом с полем должен быть ресторан. И это первый пункт в списке дополнительных источников дохода. Далее, как правило, следуют гостиница, оздоровительно-развлекательный комплекс с тренажерными залами, теннисными кортами, бассейнами, косметическими и спа-салонами, конюшнями. Список ограничен лишь двумя обстоятельствами.
Во-первых, это бюджет. Как пояснили "Ъ-Дому" в ассоциации, первый вопрос, адресованный к строительным компаниям, пожелавшим строить гольф-клуб,– каков их бюджет и сколько у них есть земли, а уже потом – какие у них цели и стратегии. Теоретически проект строительства гольф-клуба ничем не отличается от проекта любого другого строительного объекта. То есть его бюджет зависит лишь от финансовых возможностей заказчика, а значит, и подрядчиков, которых он привлекает для строительства. Только проект клуба может обойтись в $400 тыс. (это минимальная сумма), а может достигать $10 млн и больше.
Загородное жилье
Второй фактор – ограниченная территория. В 1987 году, когда в столице открывался Московский городской гольф-клуб, было место для сооружений и большего масштаба. Сегодня места для строительства клуба, рассчитанного даже на 500 игроков (крупные клубы вмещают вдвое больше), практически не осталось. За два десятка лет, что гольф существует в России, застройка в столице (как и в любом крупном городе страны) приобрела точечный характер. Поэтому сегодняшний день ставит организаторов гольф-клуба перед выбором, создавать "компактный" городской клуб или выносить проект за черту города. Когда речь идет о страдающих перенаселением мегаполисах, решение принимается, как правило, в пользу второго варианта. Для Москвы и других крупных российских городов это стало тенденцией последних лет.
Лунка и грош
Идея гольф-клуба, размещенного в пригороде, расширяет возможности инвесторов. В рамках одного проекта вместе с полем для гольфа могут быть построены конюшня или яхт-клуб, то есть объекты, строительство которых затруднительно или невозможно в черте города. Поэтому строительные компании объединяют в комплекс гольф-клубы и коттеджные поселки. Их мотивация такова: если инфраструктура, которой "обрастает" гольф-клуб, увеличивает окупаемость объекта, то эта тенденция распространится и на жилой комплекс.
Свою оценку дает Ирина Радченко, вице-президент Международной ипотечной компании, занимающейся оценкой недвижимости, ее строительством и страхованием: "Близость гольф-клуба повышает цены на жилье, по моим оценкам, на 20%. Когда открылся клуб в Нахабине, Красногорский район моментально занял второе место по престижности и привлекательности после Рублевки. Если Рублевку считать элитным районом, то Красногорский – это бизнес-класс. На соответствующем уровне развивается и инфраструктура. Поэтому жилой комплекс и гольф-клуб должны быть рассчитаны на одного покупателя, поскольку такой проект априори соответствует уровню бизнес-класса".
Между тем аналитики рынка оценивают идею комплексного строительства неоднозначно. Мария Разоренова, специалист аналитического отдела ЗАО "УК 'Северо-Запад'": "Стоимость строительного проекта, содержащего гольф-клуб, увеличивается: предложение может быть на 15-20% дороже, чем в аналогичных проектах, но без гольфа. В идеале – когда гольф-поле есть где-то поблизости. Соседство коттеджного поселка с гольф-полем – это в любом случае положительный момент, потому как наличие такого объекта инфраструктуры определяет социальную среду и является неплохим ландшафтным решением".
Тем не менее пока тенденция к комплексному строительству (гольф-клуб, плюс спортивно-оздоровительный центр, плюс жилье, плюс инфраструктура) сохраняется. Даже несмотря на то, что цены на жилье повышаются, а число потенциальных покупателей по этой причине ограничивается.
Таким образом, для создания одного объекта бизнес-класса и его успешной реализации достаточно 500 человек (таково среднее количество игроков клуба), которые в состоянии себе позволить жить, играть и вести здоровый образ жизни, буквально не выходя из дома.
Имидж гольфа как игры для богатых людей увеличивает стоимость недвижимости, но одновременно тормозит развитие спорта в регионах. Ресурсы для строительства все есть, но многим российским компаниям выгоднее заниматься строительством гольф-клубов за границей. При этом строительство гольф-клуба и без того дело нескорое – только подготовка инвестиционно-строительного проекта занимает не менее двух-трех лет.
В Европе стало понятно, насколько хорошо гольф вписывается в бизнес, лишь 10-15 лет назад. Показателен пример Майорки, где на территории гольф-клуба "Санта Понса", созданного более 20 лет назад, было построено 5 млн кв. м недвижимости на "первой линии гольфа", то есть непосредственно на гольф-поле. Коттеджи продавались в среднем на 20-30% дороже средней цены в этом регионе. Идея оказалась настолько популярной, что, продав 80% от построенного, клуб заложил проект строительства еще 5 млн кв. м.
Между тем распределение профессиональных клубов по стране может сыграть роль в развитии туристической отрасли. Потому что, согласно мировой статистике, каждый приезжающий за границу гольфист оставляет в стране пребывания в семь раз больше денег, чем обычный турист. Каждый настоящий гольфист – и это еще одна специфическая черта гольфа – стремится поиграть на незнакомом поле с определенным рельефом. И у каждого профессионала существует свой список полей в разных странах мира, которые он стремится посетить. При разработке программы строительства гольф-сооружений во всем мире учитывается одно общее правило: куда бы гольфист ни приехал, минимум три гольф-поля должны располагаться в зоне часовой досягаемости.
Вокруг гольф-клубов строятся коттеджные поселки, в названиях которых присутствуют заветные для гольфиста слова "кантри", "грин хилл", "гольф". Застройщики пытаются наладить контакт с руководством гольф-клубов, чтобы владельцы недвижимости имели какие-либо привилегии членов клуба. Для самих гольф-клубов такое сотрудничество выгод особых не сулит, поскольку они не нуждаются в дополнительной рекламе.
Зато коттеджный поселок, который построен через забор от гольф-клуба, не имея своего поля и, по сути дела, не имея отношения к самому клубу, позиционирует себя как заветное "кантри". Таким образом, построив небольшие коттеджи на общем с клубом бывшем совхозном поле, предприимчивые инвесторы имеют возможность продавать каждый из них на 15-20% выше средней для этого направления цены.
Ольга Беликова Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU