Рынок загородного жилья в прошлом году был в фаворе как у покупателей, так и у девелоперов, застройщиков и риэлторов. Емкость рынка (цена предложений) в 2003 году достигла 6 млрд. долларов, на продажу было выставлено 15 тысяч объектов недвижимости, а о своем присутствии на рынке заявило около ста компаний. Такого бума на загородном рынке аналитики еще не фиксировали.
Эти цифры озвучили на пресс-конференции сотрудники компании «МИЭЛЬ-Недвижимость».
Они специально пригласили журналистов, чтобы рассказать им о ситуации на рынке загородной недвижимости, подвести итоги прошлого и дать прогнозы на год наступивший. По мнению Владимира Яхонтова, директора Управления загородной недвижимости компании МИЭЛЬ, достижением прошлого года можно считать появление сегментации рынка и четких групп покупателей. Если раньше рынок делили на дачи, коттеджи и земельные участки, то специалисты предложили разграничить предложения рынка: экономкласс, бизнес-класс и эксклюзив. Их отличает цена объектов: до 150 тысяч долларов в экономклассе и от 800 тысяч в эксклюзиве. Бизнес-класс балансирует по середине (от 300 до 800 тыс. долл.) и является самым крупным по количеству инвестиций. Спрос в этом сегменте превышает предложение, поэтому клиенты охотно покупают дома на стадии строительства: кто-то с целью последующей продажи, кто-то – для себя. «На рынке действительно вырос инвестиционный спрос, – заявил Савелий Орбант, заместитель председателя совета директоров МИЭЛЬ. – Мы объясняем это выводом на рынок большого количества сельхозземель. Я бы отметил еще и другое: раньше рынок был рынком конечного потребителя, теперь дома покупают и компании. Поэтому, определяя свою дальнейшую политику на рынке, МИЭЛЬ планирует сделать ставку и на сегмент business to business, где рост стоимости объектов не прекратится».
Рост стоимости не прекратится и на рынке конечного потребителя, в частности, в бизнес-классе и эксклюзиве, поэтому для девелоперов там особенно перспективно вложение инвестиций. Ведь интерес столичных жителей к «загороду» – не просто дань моде. Хотя не без этого, иметь собственный коттедж в Подмосковье – это престижно и удобно: решены проблемы с парковкой, личной безопасностью и соседским окружением. Переезжать за город москвичи вынуждены еще и из-за ухудшающейся экологической ситуации в столице. Но, как отмечают специалисты, есть и экономическая сторона дела. Коттедж большой площади и земельный участок можно приобрести за меньшие деньги.
Оценивая все плюсы жизни за городом, покупатели загородной недвижимости становятся и более разборчивыми. Скажем, для большинства важно архитектурное исполнение дома и всего поселка. Директор аналитического центра «МИЭЛЬ-Недвижимость» Геннадий Стерник привел результаты исследования предпочтений потребителей. Аналитики проводили такое же исследование в 2002 году, так что было с чем сравнивать. «Сейчас стало больше желающих купить земельный участок и строить дом по индивидуальному проекту, а 10% клиентов вообще предпочитают приобрести недостроенный коттедж. В прошлом году доля таких покупателей была близка к нулю», – говорит Геннадий Стерник.
По его мнению, потребители просто не довольны типовыми проектами коттеджей, что предлагают застройщики, и к тому же пытаются сэкономить на расходах при строительстве. Хотя иногда, как показывает личный опыт многих покупателей, такая экономия выходит себе дороже.
36% клиентов компаний консервативны, предпочитая дома классического исполнения, 18,7% выбирают североевропейский и скандинавский стиль, далее следует модерн, американо-канадский стиль и псевдорусский. Хай-тек, эклектика, русский авангард популярными никак не назовешь.
Естественно, чем больше размер коттеджа, тем больший размер участка предпочитают покупатели. В среднем дом площадью 100-200 кв.м, по их оценке, должен иметь участок 12,4 соток. В среднем же размер земельного участка составляет 22,5 сотки.
Комфорт для покупателей коттеджей отнюдь не превыше всего. Бассейн и сауна нужны 30% покупателей, система видеонаблюдения 40%, гораздо важнее наличие сетевого газа, централизованной канализации и водоснабжения и автономного отопления. Клиенты готовы платить заведомо высокую цену за лесные деревья на участке, близость парковой зоны, ограждение поселка и наличие естественного водоема. Отдельно стоящий гараж, ландшафтный дизайн, дом для прислуги – это для покупателей уже вторично. Правда, Геннадий Стерник сделал небольшую оговорку по поводу возможной субъективности этих данных.
Однако решающий фактор и для конечных покупателей, и для промежуточных продавцов – это расположение поселка. Рублевка, как и прежде, не сдает позиции и, по замечанию аналитиков, гарантирует минимальный инвестиционный риск. На Новорижском направлении цены растут тоже высокими темпами. «Я бы сказал, что загородные дома здесь даже переоценены, – считает Савелий Орбант. – На Новой Риге много девелоперов, которые работают на повышение цен». Зато Калужское шоссе, считают в компании «МИЭЛЬ», недооценено, тем не менее, недвижимость на нем будет расти самыми высокими темпами. Пока же оно обделено вниманием девелоперов. МИЭЛЬ в будущем намерен этот пробел восполнить, рассматривая Калужское направление как объект для девелоперской деятельности.
Лилия Лобанова Квартира. Дача. Офис
Статья о недвижимости получена: IRN.RU