Есть темы в российском законодательстве, которые вызывают неоднозначное толкование не только у граждан, но и у юристов. Среди вопросов земельных отношений правовой режим земель общего пользования является одним из самых сложных. Однако обойти его стороной не представляется возможным, особенно сейчас, когда заново формируется институт землепользователей и землевладельцев.
Терра инкогнита
Законодательные нормы, касающиеся земель общего пользования, можно найти в Гражданском, Земельном, Градостроительном, Административно-правовом кодексах и ряде законах. Однако это не дает четкого представления о предмете.
Начнем с определения. Как таковое оно встречается в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ), но касается не земель, а земельного участка общего пользования. Статус общего пользования имеют «не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких‑либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка» (п.1 ст. 262 ГК РФ).
Из данного определения следует, что речь идет о государственных или муниципальных землях, в отношении которых у граждан есть следующие права. Они могут находиться на этих участках и пользоваться природными объектами. Право присутствия ничем не ограничено; право пользования ограничено законами и собственником земли, то есть государственным или муниципальным органом.
А где мне взять такую землю
Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) в ст. 85 поясняет, что к землям общего пользования относят участки, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и др. В категориальной системе эти объекты причисляют исключительно к землям поселений, которые делятся на различные территориальные зоны: жилые, рекреационные, зоны инженерных и транспортных инфраструктур и др. Примечательно, что земли общего пользования не являются самостоятельной территориальной зоной, а входят в состав других зон. Это понятно на примере автомобильных дорог, которые, с одной стороны, относятся к зоне инженерных и транспортных инфраструктур, а с другой — являются объектом общего пользования всех граждан.
Земельные участки общего пользования могут входить и в состав рекреационных зон. В первую очередь, это лесопарки, пляжи, скверы и другие территории, являющиеся местом отдыха населения. Многие из перечисленных объектов входят и в состав лесного фонда, например Лосиный остров или Воробьевы горы. И здесь возникает первая из правовых коллизий. Хотя действующее законодательство прямо не предусматривает земли общего пользования на иных категориях земель, кроме поселений, но граждане, гуляя по лесу, в полной мере реализуют свои права беспрепятственно находиться на данных территориях и с известными ограничениями пользоваться природными объектами (собирать грибы, ягоды, лекарственные травы и т. п.). При этом закон предписывает гражданам соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, засорения лесов и иных нарушений. Таким образом, лес, принадлежащий государству, никак не может быть отнесен к землям поселений, но фактически включает участки общего пользования.
В качестве другого примера земель общего пользования можно привести водные объекты, предназначенные для купания, катания на лодках и т. д. При этом местная администрация может устанавливать места, где в целях охраны жизни и здоровья граждан указанные виды общего водопользования запрещены.
Чья земля?
Правовой режим земель общего пользования проясняет п. 12 ст. 85 ЗК РФ. В соответствии с законодательством такие земельные участки не подлежат приватизации. Аналогичная норма права содержится и в Федеральном законе от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В п. 8 ст.28 Закона говорится, что земельные участки, находящиеся в составе земель общего пользования, отчуждению не подлежат. Однако в том же документе содержится норма, приводящая к очередному правовому тупику. Закон признает обязанность собственника здания или сооружения, расположенного на муниципальной земле, оформить участок под объектом недвижимости и рядом с ним в собственность или аренду. Как известно, земли общего пользования также являются муниципальными (государственными), следовательно, ничто не должно препятствовать их приватизации владельцем здания, кроме… нормы о запрете на приватизацию земель общего пользования.
Остается аренда. Отказаться от заключения соглашения аренды юридическое лицо не имеет права. Договор аренды — единственно допускаемая законом правовая форма, в которую можно облечь гражданские отношения с приватизированным строением и находящимся под ним земельным участком, входящим в состав земель общего пользования. Заключив договор аренды, юридическое лицо обязано платить арендную плату и налоги.
Но здесь нас поджидает еще один подводный камень. В ч. 2 ст. 606 ГК РФ дано определение договора аренды. Из него следует, что арендуемое имущество передается во временное владение и пользование конкретному лицу — арендатору, который регулярно вносит плату за использование участка. Но если речь идет о территории, входящей в земли общего пользования, то ситуация становится неоднозначной. Права передаются одному лицу, а пользоваться землей по закону могут все, причем в отличие от арендатора бесплатно.
Таким образом, либо арендатор приватизированного здания или сооружения, находящегося на земельном участке общего пользования, платит за всех, кто пользуется этой землей (а это бессмысленно), либо земельный участок должен перейти в исключительное право пользования арендатором, но это противоречит закону. Вот такой правовой тупик.
Опять нужны поправки
Выход из сложившейся ситуации может найти только законодатель, внеся изменения в пресловутую 28-ю статью. Варианты решения данной задачи разные. Например, есть в юриспруденции конструкция, называемая публичным сервитутом (право ограниченного пользования чужим земельным участком). Применительно к данным отношениям она выглядит так.
Земельный участок, на котором располагается приватизированный объект, необходимо предоставить собственнику здания или сооружения за определенный выкуп, но законом установить публичный сервитут, то есть наложить на собственника ограничения, которые позволят использовать данный земельный участок любому и каждому, то есть всем. Это касается и объектов незавершенного строительства, находящихся на подобных участках. Сейчас вновь возводимые сооружения в пределах земель общего назначения законодатель вообще не рассматривает, исключив такие участки земли из юрисдикции градостроительных регламентов. Строительство на подобных территориях запрещено (подп. 2 п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ).
Удастся ли внести очередные поправки в законы, покажет жизнь.
Елена Новикова Недвижимость и цены
Статья о недвижимости получена: IRN.RU