По данным Департамента транспорта и связи, Москве сейчас не хватает 350 км дорог. В год строится только 18 км. Плотность населения в Москве по сравнению с другими столицами очень высока – 161 человек на 1 га территории. Для сравнения: в Париже – 40, в Лондоне – 54. При этом обе европейские столицы, в отличие от нашей, известны своими специальными мерами борьбы с пробками.
В Париже создаются особые условия для городского общественного транспорта – в ущерб автомобилям, в Лондоне с 2003 года действует платный въезд в центр города (общественный транспорт эта мера, разумеется, не затрагивает). Москве же в этой области похвастаться нечем. И приходится признать – кризис налицо.
Угроза «Доступному жилью»
Тема транспорта и парковок в российской столице – одна из самых болезненных. Все мы в той или иной степени участники и жертвы этого процесса. Москва активно строится, количество жилых и нежилых новостроек в столице растет, а тепла, электричества, дорог катастрофически не хватает. В 2007 году планируется построить 15,5 млн кв. м, в 2008-м – более 16 млн, в 2009-м – более 14 млн кв. м. Если при этом дороги и условия передвижения по городу останутся прежними, через пару лет Москве грозит транспортный коллапс.
«Федеральная программа «Доступное жилье» находится под угрозой, – считает президент Московской ассоциации риелторов Анна Лупашко. – При заключении инвестиционных договоров на строительство жилья вопросы транспорта даже не обсуждаются. Из-за отсутствия спроектированных подъездных путей построенное «доступное» жилье в действительности становится недоступным для проживающих. Несколько часов уходит на дорогу, машины ставить негде. От отсутствия парковок страдает бизнес, снижается качество жизни».
Нетипичный транспорт
Москва – город общественного транспорта, и это ее отчасти спасает. Именно общественный транспорт перевозит 75-80% всех пассажиров. Протяженность линий московского метро – 300 км. Однако, для того чтобы у людей был стимул пересесть в него из автомобилей, нужно построить еще столько же.
Понятно, что метро – не единственный в Москве вид городского транспорта. Периодически столичные власти озвучивают идеи по введению новых, весьма оригинальных форматов – это и водное такси (которое, говорят, начнет работу уже в апреле), и авиаперевозки по городу (впрочем, на этой идее московский мэр уже поставил крест), и монорельс (который, правда, ограничивается функцией аттракциона для посетителей ВВЦ), и городские электрички, и единственный более-менее правдоподобный «новый вид» – скоростной трамвай… Однако пока что мы ограничиваемся привычными с детства метро, автобусом, троллейбусом, иногда трамваем и, конечно, маршрутками.
«Была хорошая идея строить перехватывающие парковки возле станций метрополитена, но она, к сожалению, пока не работает, – рассказывает начальник отдела дорожной инспекции ГИБДД РФ Сергей Соболев. – Причины разные: нет свободных мест, нет экономической мотивации, а иногда причина в неудачном выборе площадки. Например, площадка возле станции метро «Пролетарская». Это слишком близко от центра, и если человек по дороге в центр уже доехал до Пролетарки на своей машине, ему проще на ней же добраться до места, а не оставлять машину на стоянке и спускаться в метро. Конечные и соседние с ними станции радиальных веток для строительства перехватывающих парковок были бы предпочтительнее».
Примерные меры
По мнению Соболева, водителей нужно дополнительно поощрять за отказ от передвижения по центру города на личном автотранспорте. Например, обеспечивать их бесплатными проездными билетами для проезда в метро. Откровенно говоря, отличный стимул для того, чтобы в корне изменить свой образ жизни…
Напомним, что наибольшей известностью на пути поощрения общественного транспорта в пику городскому пользуется Париж: там существуют специальные выделенные полосы для автобусов и такси – и за необоснованный проезд по ним на личном транспорте автолюбителям приходится платить штраф. В среднем это 30-40 евро, но если постараться, вполне можно лишиться прав. В Лондоне за неоплаченный вовремя въезд в городской центр придется заплатить около 50 фунтов ($100). Что касается штрафов в России, то, например, за парковку в неположенном месте мы нередко платим меньше, чем за парковку в положенном. И, прошу заметить, не всегда платим.
Золотые парковки
Еще к слову о парковках в местах положенных. Таковых мест в столице катастрофически не хватает. Уродливые, что и говорить, но как-то выручающие «ракушки» сносят (всего их планируется убрать более 700 тыс.), а с альтернативой, похоже, проблемы. В одном только ЦАО требуется 72 тыс. машино-мест, притом что в наличии их только 10 тыс. На периферии ситуация не легче. Закономерным образом парковочное место в новом районе стоит в среднем $70-115 тыс., что, заметим, сопоставимо со стоимостью квартиры в Подмосковье. Вспомним и февральский случай, когда парковочное место в Новогиреево обошлось покупателю в $5600 за кв. м…
Так что у большинства москвичей нет даже теоретической возможности купить место на парковке. А программы ипотечного кредитования при покупке машино-мест – логичного следствия такой «сверхквартирной» цены на парковочный квадрат – пока не существует. Ведущий специалист департамента ипотечного кредитования ООО «Рескор-Недвижимость» Ирина Субботина рассказывает: «Риелторы давно ждут, когда банки предложат новый ипотечный продукт, в котором так нуждается сейчас рынок недвижимости. Речь идет о комплексной кредитной программе, с помощью которой можно будет купить парковочное место».
Пока что купить машино-место с помощью ипотеки практически невозможно. При потребительском кредитовании максимальная сумма кредита составляет не более $20 тыс. Этого явно мало. Но для большей суммы требуется поручитель. А если воспользоваться программой кредитования нежилого помещения, возникнут проблемы с регистрацией, так как большинство парковочных мест – это не помещения, а всего лишь разметка на асфальте.
Хорошо, что банкиры это понимают. «Ипотечный кредит на приобретение машино-места – очень перспективное направление, и мы над этим сейчас работаем. Появление такой кредитной программы произойдет уже в ближайшие месяцы», – считает заместитель председателя правления банка КБ «Москоммерцбанк» Альберт Хисаметдинов.
По мнению члена совета Московской ассоциации риелторов Сергея Багаева, частичным выходом из сложившейся ситуации могло бы также стать строительство в спальных районах механизированных автомобильных стоянок отечественного производства. «Это позволило бы снизить стоимость парковочного места до $14-15 тыс. Вопрос в том, готовы ли инвесторы вкладывать в такое строительство свои деньги».
Яна Лисицына, Анна Соловьева Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU