Банки заинтересованы в популяризации самого модного и раскрученного на сегодня товара – ипотечного кредита. Они прикладывают максимум усилий, чтобы сделать его доступным большинству. Или хотя бы позиционировать в качестве такового. Что этому мешает и что способствует?
Куда идет рынок?
«Для того чтобы жилье стало действительно доступным, важны совместные усилия с обеих сторон: и спроса, и предложения», – отмечает президент Городского ипотечного банка Николай Шитов. По словам Шитова, банки, занимающиеся ипотечным кредитованием, делают все от них зависящее, для того чтобы кредиты стали доступными, учитывая в том числе пожелания партнеров, риелторов и клиентов.
Однако, как отмечает Николай Шитов, существуют объективные факторы, негативно влияющие на ситуацию в целом: так, например, продолжается резкий рост цен на рынке недвижимости. Когда спрос намного превышает предложение и продавцы фактически диктуют свои условия, это мало способствует развитию рынка доступного жилья. Кроме того, для развития рынка очень важно, чтобы государство содействовало возникновению в строительной отрасли такого же уровня конкуренции, который мы наблюдаем, например, в банковской отрасли.
Естественно, при росте цен ипотечные сделки вести порой весьма затруднительно. Например, к продавцу приходят пять человек, готовых заплатить наличными, а один – с ипотечным кредитом. Разумеется, продавец выберет покупателя с наличными деньгами, потому что ему это проще. И так будет продолжаться до тех пор, пока не решится вопрос значительного увеличения объемов ввода нового жилья, а также ускорения сроков государственной регистрации.
Банк + клиент = …
Проблема роста цен на рынке недвижимости столицы сегодня стоит очень остро. Зачастую бывает, что заемщик, получив одобрение банка, еще до окончания процедуры оформления кредита узнает, что стоимость жилья успела вырасти и получаемой суммы не хватает на покупку одобренной банком квартиры. Но выход есть из любой ситуации, и банки берутся помочь своим клиентам решить этот вопрос. Каким же образом?
Банк может утвердить клиенту сумму как меньше запрошенной, так и больше. Сумма будет меньше, если у банка возникли сомнения в размере дохода клиента. Либо финансовое учреждение может предложить заемщику сумму кредита больше первоначально запрашиваемой, если его доходы позволяют это. Таким образом, имея такое решение банка, заемщик располагает информацией, на какую максимальную сумму он может рассчитывать, и при повышении цен клиент точно знает, какую квартиру реально может приобрести.
Ипотеку в регионы
Еще один шаг в сторону увеличения популярности и доступности кредитов – продвижение московских банков в регионы. В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах подавляющая доля спроса приходится на рублевые кредиты. Валютные же кредиты за пределами двух столиц особым спросом не пользуются.
Городской ипотечный банк также объявил о запуске новой программы ипотечного кредитования в рублях, которая будет предлагаться банком во всех регионах присутствия. «В мае три новых представительства банка открылись в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Уфе, таким образом, Городской ипотечный банк представлен в девяти регионах страны. До конца года количество регионов присутствия банка вырастет до двенадцати, – заявил на пресс-конференции Николай Шитов. – В этих крупнейших экономических центрах страны имеется большой спрос на жилищные ипотечные кредиты со стороны жителей и профессиональных участников рынка – агентств недвижимости и ипотечных брокеров».
«В регионах присутствия открываются только представительства, проще говоря, офисы консультаций клиентов и продаж кредитных продуктов, – отметил Николай Шитов. – Такая модель бизнеса подразумевает очень легкую и хорошо управляемую дистрибуцию. Как только пойдут достаточно серьезные объемы, тогда, возможно, будут созданы центры клиентского обслуживания или филиалы Городского ипотечного банка».
Городской ипотечный банк далеко не одинок в этом начинании. Росбанк еще в прошлом году начал активное продвижение своих ипотечных программ в регионах России. С января 2005 года Росбанк выдает кредиты на приобретение жилья в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и Воронеже. В этом году география программы будет расширена еще на 8 городов: Волгоград, Красноярск, Норильск, Нижний Новгород, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара и Чебоксары. Первый заместитель председателя правления Росбанка Владимир Голубков отмечает: «Мы считаем, что в региональном рынке ипотеки заложен огромный потенциал. Там существует высокий спрос на жилье, идет бурное строительство, поэтому внимание финансистов постепенно начинает переключаться на регионы». Активно работают с регионами банки DeltaCredit, Raiffeisen и многие другие, имеющие в своем арсенале ипотечные кредиты.
Помощь властей strongly appreciated
Немалым фактором в увеличении доступности ипотеки может стать активная позиция государства. Так, Президент России в послании Федеральному Собранию заявил, что при рождении второго ребенка в семье матери должны выплачивать не менее 250 тысяч рублей. Как утверждает Николай Шитов, Городской ипотечный банк будет работать по этой программе. «Молодые семьи могут использовать эти деньги как первоначальный взнос в ипотеку. Это серьезный потенциал», – заявил Николай Шитов.
Кроме того, на реализацию программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в 2006–2007 гг. государство намерено выделить 48,5 млрд. рублей. По планам Минэкономразвития РФ, к 2010 году ипотекой должны воспользоваться около 1 млн. человек, в то время как в 2004 году ипотечный кредит взяли лишь 43 тыс. россиян. При этом Правительство РФ планирует, что государственная поддержка поможет снизить ставку по рублевым кредитам до 12 % годовых уже в 2006 году и до 11 % годовых – в 2007 году. Еще более оптимистично по вопросу ставок высказывался вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин. Он заявлял, что ставка по ипотечным кредитам может снизиться до 10 % в 2006 году и до 7,5 % – к 2008 году, если финансирование ипотечных проектов будет увеличено.
Динара Латыпова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU