Свои жилищные условия хотят улучшить более 60 % россиян, для 10 % граждан проблема стоит очень остро, и только 1 % населения страны воспользовался ипотечным кредитом. Такие цифры назвал первый заместитель председателя правления «Банка жилищного финансирования» Алексей Семенов на конференции «Ипотека и жилищное строительство: катализаторы экономического роста». Специалисты пытались найти ответ на вопрос: почему ипотека в России работает столь слабо, и что необходимо сделать, чтобы она начала активно действовать.
Национальный проект предоставляет шанс удвоить бизнес в течение четырех лет
«Рынок недвижимости сложился без ипотеки и научился предлагать жилье, ориентируясь на семьи с доходами высокими и выше среднего. Тем самым рынок не предлагал жилье, доступное гражданам, с доходом, скажем, 18 тысяч рублей в месяц.
С точки зрения реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», необходимо обеспечить дифференцированное предложение, согласно покупательской способности граждан с разным уровнем дохода, – заявил на конференции гендиректор АИЖК Александр Семеняка. – Для строительного бизнеса национальный проект предоставляет шанс удвоить бизнес в течение четырех лет. Но весь прирост нужно стремиться обеспечить в том сегменте жилья, которое является доступным для граждан со средним уровнем доходов».
На фоне роста цен продавцы не спешат продавать жилье, а покупатели все больше тратят времени на поиск жилья. «Около половины потенциальных заемщиков, прошедших андеррайтинг, которым банк готов выдать кредит, так и не могут подобрать квартиру», – отметил Александр Семеняка.
Проблемы и задачи
Доступность жилья складывается из двух факторов: уровня цен и возможности приобрести жилье в рассрочку
По мнению руководителя отдела банковских рейтингов рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, ипотека стимулирует спрос, но не предложение, которое является «слабым звеном» рынка. По его словам, доступность жилья складывается из двух факторов: уровня цен и возможности приобрести жилье в рассрочку. Перспектива купить жилье по ипотеке в России объективно существует – уже свыше 250 банков предлагают ипотечные программы. Но с ценами проблема. Уже с начала 2006 года недвижимость подорожала более чем на 30 %, и заработки россиян не успевают за ценами на квартиры.
«Во многих регионах среднедушевой доход составляет 8-9 тысяч рублей в месяц. В рамках национального проекта есть показатель доступности жилья, который означает, что цена жилья не должна превышать 3,5 годовых доходов семьи, – заметил Александр Семеняка. – Надо научиться строить недорогое жилье с ценой продажи порядка 15 тысяч рублей за кв. м». В регионах АИЖК делает ставку на ипотечные агентства, созданные субъектами Федерации, которые должны выступить маркетмейкерами рынка доступного жилья экономкласса. На уровне первичного рынка ипотеки они организуют взаимодействие с банками, внедряют новые технологии, связанные с дальнейшей специализацией участников. «Впервые такой опыт был применен в Башкортостане, – говорит Александр Семеняка. – В настоящий момент в этой республике в день выдается около 30 ипотечных кредитов. А если выйти на уровень, когда в каждом субъекте Федерации ежедневно будет выдаваться по 50 кредитов, то за год по России будет выдано 1 млн».
Перспективными направлениями, по мнению банков, являются города-миллионеры и крупные областные центры
Наиболее активно в 2005 году ипотека развивалась в Брянской области. Каждая пятая сделка по купле-продаже жилья в этом субъекте Федерации была профинансирована в 2005 году с использованием ипотеки, при этом рост цен на жилье был ниже, чем в среднем по России. Большое количество сделок с недвижимостью с использованием ипотеки было зарегистрировано и в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Наиболее перспективными направлениями, по мнению банков, являются города-миллионеры и крупные областные центры.
Цифры и факты
«В течение прошлого года произошло снижение ставок ипотечного кредитования в среднем на 1-2 %, а объем выданных в стране кредитов вырос в 2005 году с 17,8 млрд. до 53 млрд. рублей, – сообщил Александр Семеняка. – АИЖК планирует к концу 2006 года снизить минимальную ставку по своей ипотечной программе с нынешних 12 % до 11 %. К 2008 году этот показатель может опуститься ниже 10 %, что приведет к увеличению объема рынка до $ 15 млрд».
В 2005 году агентство рефинансировало каждый пятый ипотечный кредит в России, а их общее количество составило 78,6 тыс. По итогам 2006 года объем рефинансирования составит 21,6 млрд. рублей. При этом прибыль агентства прогнозируется на уровне 70 млн. рублей. Объем господдержки агентству в 2006 году составит почти 18 млрд. рублей, из которых 3,7 млрд. рублей пойдут на увеличение уставного капитала, а 14 млрд. рублей составят госгарантии по выпускаемым агентством облигациям.
Вместе с тем, ипотечное кредитование в настоящее время покрывает лишь 4 % от всех сделок по приобретению жилья в России, или 2,4 % от общей стоимости договоров. «При таких объемах очень трудно влиять на рынок, и нет оснований говорить о том, что ипотека является дополнительным фактором роста цен», – отметил Александр Семеняка.
«Однако в перспективе развитие ипотечного кредитования будет способствовать росту цен на жилье», – считает Павел Самиев.
Динара Латыпова Собственник
Статья о недвижимости получена: IRN.RU