Ростов-на-Дону — Через год в России будет на один аэропорт больше. Предприниматель Олег Дерипаска потратит до $70 млн на строительство в чистом поле нового терминала в Геленджике. Еще в $200 млн обойдется строительство взлетно-посадочной полосы, которое профинансирует государство. В очередь за подрядами на стройку уже выстроились именитые девелоперы — “Трансстрой”, Enka и Hochtief.
Инвесторы давно облюбовали Краснодарский край, особенно город-курорт Сочи и горные хребты Красной Поляны.
В 2005 г. по количеству частных застройщиков Кубань уступила пальму первенства лишь Московской области, гласят данные Росстата. В прошлом году Минтранс объявил о намерении вместе с “Базэлом” построить в Геленджике новый аэропорт. В городе уже есть аэропорт, но несколько лет назад он был закрыт. Государство взялось оплатить всю инфраструктуру, которая не подлежит приватизации: взлетно-посадочную полосу, участок трубопровода для керосина (до 1 км) и коммуникации. “Базэл” — аэровокзал, ТЗК, служебные помещения и др.
Новый проект может обойтись “Раинко” и государству почти в $300 млн. Точная смета проекта до сих пор не ясна. “Раинко” своих расчетов не раскрывает: 30 апреля она планирует подписать договор с генподрядчиком, которого сейчас выбирает на конкурсе, говорит гендиректор “Аэропортов Юга” Павел Плишкин. Предложения рассылались 15 компаниям, уточняет он. В финальном списке оказались пять претендентов: турецкая Enka, которая строит сейчас “Шереметьево-3” примерно за $500 млн, германская Hochtief, у которой подряд на строительство “Шереметьево-1”, югославская Sivas, которая реконструировала “Домодедово”, московский “Автобан” и краснодарская “Строй-интернешнл”.
Площадь аэровокзала составит 6500 кв. м. Терминал будет обслуживать около 400 000-600 000 пассажиров в год, говорит Плишкин. Вместе с аэродромом построить его должны к апрелю 2007 г. Гендиректор “Раинко” Андрей Загорский уточняет, что смета стройки составит не менее $30 млн. А прошлым летом министр транспорта Игорь Левитин говорил, что вклад “Базэла” составит примерно $70 млн. Получается, смета геленджикского терминала сопоставима с “Шереметьево-1”, который строится на 39 000 кв. м вместе с трехэтажным паркингом за $76,7 млн.
Но это не все. По постановлению правительства от декабря 2005 г. на полосу в этом аэропорту и выкуп земель бюджет должен выделить 5,9 млрд руб., т. е. больше $210 млн. Подряд на строительство полосы еще в 2005 г. получил “Трансстрой”. Сейчас за $280 млн он ремонтирует полосу в “Шереметьево”, взяв себе на это 28 месяцев срока.
Новая полоса в Геленджике будет 3,1 км длиной, самолеты станут заходить на нее прямо с Черного моря. Скальные работы, расчистка площадки — от бывших виноградников, зданий совхоза и проч. — все это добавляет стоимости проекту, объясняет дороговизну своей части сотрудник “Трансстроя”. Хотя денег компания пока так и не получила: Минтранс передавал функции заказчика подведомственной Росавиации, та еще не переоформила контракт с “Трансстроем”, но деньги пообещала в ближайшее время, поясняет собеседник “Ведомостей”. Плишкин тоже считает оценку своей части проекта справедливой: объектов много, все строится с нуля.
Но эксперты шокированы сметой. “Такой терминал точно не может стоить дороже $20 млн, даже если это суперуникальное здание с сопутствующими объектами”, — замечает глава дирекции Strabag по России Александр Ортенберг.
“Базовый элемент” Олега Дерипаски занялся авиацией в 2004 г., выкупив за $25 млн на госаукционе 51% акций “Авиалиний Кубани” (АЛК). В 2005 г. “Базэл” передал АЛК одной из своих структур – Русско-Азиатской инвестиционной компании (“Раинко”). Та выделила из перевозчика его структурное подразделение – аэропорт Краснодара. Для управления всеми своими аэропортовыми проектами – в Краснодаре, Анапе и Геленджике – “Раинко” учредила ООО “Аэропорты Юга”.
Максим Федоров, Елена Мазнева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU