Хозяин “Русала” Олег Дерипаска пополнил свою копилку авиационных активов четвертым аэропортом — сочинским. Вчера его структура купила 100% акций аэропорта на госаукционе за $206 млн, в полтора раза выше стартовой цены. Актив достался ему после отчаянной борьбы с другим претендентом — частными совладельцами аэропорта “Внуково”.
“Базовый элемент” Олега Дерипаски с активами на $14 млрд занялся авиацией в 2004 г., выкупив за $25 млн на госаукционе 51% акций “Авиалиний Кубани” (АЛК). В 2005 г.
“Базэл” передал АЛК другой структуре Дерипаски- Русско-Азиатской инвестиционной компании (“Раинко”). Та выделила из перевозчика аэропорты Краснодара и Геленджика, добавив к ним аэропорт Анапы. “Международный аэропорт Сочи” — 100%-ная госкомпания, в 2005 г. обслужила 1,2 млн пассажиров (входит в первую десятку по России). Владеет действующим терминалом 1956 г. постройки и недостроенным аэровокзалом на 2,5 млн пассажиров (стройка заморожена в 1998 г.). Выручка за 2005 г. — 377,7 млн руб., чистая прибыль — 20 млн руб.
“Есть ощущение”, что за аэропорт пришлось переплатить, нехотя признал вчера после аукциона гендиректор “Раинко” Станислав Карабут. Стартовая цена 100% акций аэропорта Сочи составляла $130 млн. Вместе со структурами Дерипаски в торгах участвовали частные совладельцы “Внуково” и представители “Реновы”. Команда Виктора Вексельберга сдалась на отметке в $159 млн. Дальше борьба развернулась между бывшим управляющим директором “Базэла” Павлом Плишкиным и совладельцем “Внуково”, первым заместителем гендиректора аэропорта Виталием Ванцевым. Почти 10 минут оба не опускали таблички, а аукционист просто отсчитывал шаги. На отметке в $202 млн Плишкин все-таки опустил табличку, Ванцев повысил цену до $204 млн. Аукционист успел даже сказать: “$204 млн — раз”, но Плишкин снова выбросил табличку, подняв планку до $206 млн. На этом Ванцев прекратил борьбу.
Сам он о проигрыше сожалеет, ведь для него это стало бы крупнейшей в жизни сделкой: “Дерипаска явно пошел на принцип, а мы остановились на той цене, выше которой уже не имело смысла покупать сочинский аэропорт”. Гендиректор подконтрольного “Ренове” аэропорта “Кольцово” Михаил Максимов говорит, что “Ренова” отступила раньше всех, поскольку даже стартовую цену считала завышенной. Справедливая, по мнению Максимова, цена за сочинский аэропорт с учетом всех будущих инвестиций — $100 млн.
Чиновники считают, что $206 млн — оправданная цена за курортный аэропорт. Новому владельцу придется вложить в достройку терминала больше $100 млн за два года, признал после аукциона советник министра экономического развития Игорь Коньков. Но инвестиции Дерипаски окупятся, уверен чиновник. Сочи претендует на статус столицы Олимпиады-2014. И если городу удастся его получить, то в год Олимпиады аэропорт примет, по прогнозам чиновников, 7 млн пассажиров, в полтора раза больше московского “Внуково”. Но даже без Олимпиады к 2014 г. пассажиропоток курортного аэропорта вырастет до 4 млн пассажиров, уверен Коньков. Ведь многие инвесторы уже пообещали вложить в развитие курорта сотни миллионов долларов, даже если Игры пройдут не в Сочи. Только Дерипаска оценил свои будущие инвестиции в курортный город почти в $800 млн.
Эксперты справедливо оценить сделку не берутся. С сегодняшними показателями аэропорт Сочи стоит значительно дешевле $206 млн, отмечает аналитик банка “Траст” Евгений Шаго. Если взять за основу капитализацию крупнейших аэропортовых операторов мира — британского BAA и германского Fraport, то сочинский аэропорт должен стоить $86-103 млн с сегодняшним пассажиропотоком, посчитал аналитик. Однако, если прогнозы чиновников на 2014 г. сбудутся, стоимость аэропорта вырастет до $351 млн. За вычетом инвестиций это и дает его оценку в $200-250 млн.
Еще одна проблема
Развитие аэропорта Сочи зависит от того, как быстро государство отремонтирует его аэродром. Коньков пообещал вчера, что все будет сделано за два года. Но реконструкция аэродрома стоимостью свыше $100 млн может затянуться. В сентябре Росавиация выбрала генподрядчиком сербскую “Путеви”, которая взялась отремонтировать одну из двух взлетно-посадочных полос за 18 месяцев. Но проигравшие в конкурсе подрядчиков “Инжтрансстрой” и австрийская Strabag International решили оспорить победу “Путеви” в суде. “Инжтрансстрой” иск подала, но после переговоров с Росавиацией в итоге отозвала его, говорит сотрудник компании. А вот иск Strabag завтра должен рассмотреть московский арбитражный суд.
Елена Мазнева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU