Квартира или дом у моря – мечта любого жителя мегаполиса, не избалованного большим количеством жарких солнечных дней и свежим воздухом. И сегодня недвижимость на Черноморской Ривьере в большой цене. Московские инвестиционно-строительные компании, которые во многом и сформировали моду на жизнь в Сочи, Адлере и других южных городах, ориентируются на бюджеты столичных, хорошо зарабатывающих жителей. Рынок курортной недвижимости постепенно становится отражением московского, а цены на квартиры в элитных новостройках и объектах бизнес-класса вплотную приближаются к столичным.
Кто такие «южане»?
Интерес к «краснодарской» недвижимости, по словам экспертов, появился сравнительно недавно – лет пять назад. И в последние 2–3 года приобрел просто массовый характер. Пальму первенства среди приморских городов держит, конечно же, Сочи.
Одними из первых энергично скупать сочинские квартиры стали российские знаменитости – звезды шоу-бизнеса, представители спортивной элиты и, безусловно, политического бомонда. Вместе с ними на юг устремились и «нефтегазовые» бизнесмены с российского Севера – из Ханты-Мансийска, Сургута и Тюмени. Многие московские и санкт-петербургские компании считают необходимым приобретать на Черном море корпоративное жилье – для выездных совещаний и отдыха топ-менеджеров и руководящего состава.
Иметь недвижимость – дом или квартиру – на одном из курортов Краснодарского края сегодня модно. Во-первых, это ближе, чем Майами или Сейшелы, а потому роднее. В Сочи или Геленджик можно прилететь в пятницу, а уже в воскресенье вернуться в Москву прямо в офис. Во-вторых, Сочи уже фактически стал летней столицей светского времяпрепровождения. В городе проходит множество мероприятий, начиная с «КВН» и заканчивая «Кинотавром», на которые съезжаются многочисленные отечественные звезды и их поклонники.
Сочи – город, который манит и притягивает всех и все, в том числе и финансовые инвестиции. Инвестиционная привлекательность региона стремительно растет, особенно на рынке недвижимости.
А вот молодые семьи с детьми, которые еще года три назад также покупали квартиры на Черноморском побережье, теперь выбыли из числа потенциально активных покупателей. Предложение курортного жилья «эконом-класса», доступного семейному бюджету молодых, весьма ограничено. Последние свободные квартиры в недорогих новостройках были раскуплены еще в конце 2004 года и в основном самими сочинцами. А новых пока на рынке не появилось.
Квартира в Сочи по московской цене
На черноморских курортах, и прежде всего в Соч, большинство строящихся сегодня объектов относятся к классу дорогого жилья. Это элитные новостройки и проекты бизнес-класса. По утверждениям представителей инвестиционно-строительных компаний, занимающихся возведением подобных объектов, их строить гораздо выгоднее – ведь срок окупаемости у них короче, чем у домов эконом-класса. По словам генерального директора компании «АртъГрадъНедвижимость» Владимира Махрова, объемы строительства элитных объектов в ближайшие 2 – 3 года вырастут на 30%. Этому способствуют быстрая динамика развития региона, его инвестиционная привлекательность растущая популярность у москвичей.
Наибольшим вниманием столичных жителей пользуются элитные жилые комплексы, расположенные на первой линии моря, на расстоянии 70 – 100 метров – такие, как «Премьер» и на проспекте Пушкина. Средняя стоимость 1 кв. метра в таких домах составляет 2,7–3 тыс. долларов. Цена зависит от этажа и вида из окна: с видом на море будет, естественно, дороже.
В отдельных случаях, как, например, в жилом комплексе, строящемся неподалеку от цирка и дендрария, средняя стоимость 1 кв. метра составляет 4 тыс., а максимальная – 8 тыс. долларов. Такая высокая цена не отпугивает московских покупателей. На настоящий момент в комплексе продано уже 60% квартир. Среди их владельцев есть и «звездные» персоны.
Генеральный директор агентства «Аста Элит» Андрей Морозов полагает, что в ближайшие месяцы в Сочи начнутся продажи квартир еще в нескольких элитных комплексах по цене 2,5 – 6 тыс. долларов за 1 кв. метр.
Большим спросом, из-за оптимального соотношения цены и качества, пользуются и новостройки бизнес-класса. Средняя стоимость 1 кв. метра в этом случае – 1,3 – 1,5 тыс. долларов. Однако расстояние от дома до моря будет существенно больше – 700–1000 метров. Сейчас на рынке есть квартиры в жилых комплексах «Бригантина» и «Бочаров ручей».
Сочинские проекты de luxe и бизнес-класса ни в чем не уступают столичным аналогам. Их также отличают добротное качество строительства и отделки, развитая внутренняя инфраструктура, наличие наземного и подземного паркингов, профессиональной охраны и всех условий для занятий спортом и проведения досуга. Несмотря на то что цены на «морские» апартаменты высокие и приближаются к московским, спрос на них вряд ли упадет. Основным интересом москвичей по-прежнему будут пользоваться дорогие объекты на взморье. А после того как полностью завершится обустройство побережья и горнолыжного курорта «Красная Поляна», наверняка еще большее число столичных жителей захотят купить квартиру на российском юге.
Анапа, Адлер, Геленджик…
Но в Краснодарском крае есть и другие, не менее прекрасные города. Они, конечно, не могут составить конкуренцию Сочи в плане привлечения денег клиентов из числа предпринимательской элиты и звезд шоу-бизнеса, но как нельзя лучше подходят для семейного отдыха. И в них, в отличие от Сочи, покупается в основном вторичное жилье.
В Туапсе, Геленджике и Анапе находится немало детских санаториев и оздоровительных лагерей. В которые мамы и папы везут своих детей за солнцем, целебными морскими воздухом и водой – даже несмотря на то, что уровень сервиса там, по словам многих отдыхающих, оставляет желать лучшего, а цены совсем нельзя назвать низкими. И некоторые семьи предпочитают иметь на курорте собственную квартиру, свой дом или его часть. Во многом это объясняется привязанностью к одному месту отдыха и нелюбовью к пресловутому «казенному» качеству обслуживания.
Правда, в настоящее время семейные пары предпочитают все же больше аренду, чем покупку. Вложение средств в приморскую недвижимость не очень рентабельно: после завершения купального сезона квартиры, как правило, пустуют до наступления мая. Их нельзя сдать, да и жить в зимний период у моря не так весело, как летом. К тому же собственные курортные апартаменты потребуют от хозяина постоянной «опеки». После окончания сезона владельцы вынуждены нанимать сторожа из местных жителей, который бы присматривал за жильем в их отсутствие.
«Хотя даже если недвижимость будет использоваться 2–3 месяца в году, ее можно передать в доверительное управление специализированной компании на основании договора, предварительно застраховав, – говорит Андрей Морозов. – Это позволит получать прибыль не только за счет роста цен на рынке, но и за счет сдачи недвижимости в аренду».
Для желающих купить «бюджетную» недвижимость на рынке курортного вторичного жилья достаточно предложений.
Так, одноэтажный дом в центре Анапы на земельном участке 5,5 сотки с блочной пристройкой обойдется в 110 тыс. долларов. Жилая площадь дома – 26,5 кв.м, две комнаты, санузел, душ, проведены все коммуникации, во дворе – гостевой домик. Но главное – можно стать обладателем прекрасного плодоносящего сада. В то же время элитный трехуровневый коттедж c мансардой в центре города общей площадью 90 кв.м и с гаражом впридачу можно приобрести за 80 тыс. долларов.
Цены на 1-комнатные квартиры в Адлере, Анапе и Геленджике начинаются от 30 тыс. долларов. Хорошую «однушку» в сталинском доме в центре Адлера на улице Крупской общей площадью 56 кв.м можно купить за 45 тыс. долларов. Покупка аналогичной квартиры в Анапе, только в новом кирпичном доме, обойдется в 39 тыс. долларов.
Андрей Слетов Новые известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU