Повестка
Госдума приняла в первом чтении поправки к Земельному кодексу, которые запрещают владеть землей в приграничных территориях всем компаниям, контрольный пакет акций которых принадлежит иностранным юридическим лицам. Эта норма может осложнить деятельность компаний, работающих в приграничных территориях: никакой альтернативы долгосрочной аренде земли им не оставили. Это может коснуться не только китайских компаний на Дальнем Востоке, против которых и направлены поправки, но и всех компаний, действующих в пограничных регионах.
В принятом в 2001 году Земельном кодексе записано: "Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается президентом". В приграничных территориях они могут лишь арендовать землю на срок до 49 лет.
Теперь Дума с подачи законодателей Хабаровского края решила распространить этот запрет и на российские компании, в которых доля иностранных граждан или юридических лиц превышает 50%. Аргументы простые: поскольку запрета на продажу земли российским компаниям с принадлежащим иностранцам контрольным пакетом акций нет, идет скрытая продажа земель иностранцам. И речь идет не только о землях сельскохозяйственного назначения, продажа которых нерезидентам ограничена в 2001 году, а о любых землях, в том числе землях, занятых промышленными предприятиями.
Понятно, что власти Хабаровского края обеспокоены активностью резидентов КНР в своем регионе, в первую очередь это касается приграничных территорий. Федеральная власть также этим обеспокоена, поэтому, видимо, законопроект был принят без дискуссий. Однако эти поправки к Земельному кодексу явно ухудшают условия работы российских компаний с участием иностранного капитала на территориях, весьма далеких от Дальнего Востока.
Очевидно, что проблемы возникнут у владельцев складов временного хранения, в том числе таможенных, в западных приграничных регионах – в Белгороде, Брянске, Смоленске, а также на границе с Финляндией. При этом инфраструктура приграничной торговли и логистические центры на деле могут быть чисто российскими, но подпадать под ограничения закона: они нередко проходят как имущество юридических лиц, владельцы которых зарегистрированы в офшорных зонах.
Некоторые же предприятия, например Светогорский ЦБК, контролируемый американской International Paper (Ленинградская область), и ряд совместных российско-китайских торговых комплексов, строящихся в Приморье, Амурской области, расположены непосредственно на госгранице. Отметим, что президент РФ пока не определил "запретный" перечень приграничных территорий, что должен был сделать указом согласно закону о введении в действие Земельного кодекса.
Примечательно, что все эти нюансы обсуждались при принятии Земельного кодекса в 2001 году. Тогда уже предлагалось запретить российским компаниям с контрольным пакетом, принадлежащим иностранным компаниям, владеть землей в приграничных территориях, но правительство выступило против ограничений, сочтя их нерациональными.
Долгосрочная аренда на 49 лет, не запрещаемая законом для компаний с иностранным капиталом,– это почти собственность. Кроме того, скорее всего, Госдума не будет настаивать на том, чтобы закон имел обратную силу, и на обязательной продаже земель, уже находящихся в собственности "иностранцев". Тем не менее ставки аренды земли могут стать дополнительным механизмом давления, а отказ в праве владеть землей под промышленными предприятиями для структур с иностранным капиталом может ухудшить инвестиционный климат в регионах, примыкающих к госгранице. Сейчас статус пограничной территории определенному участку земли присваивают непосредственно регионы. Но ничто не мешает региону объявить себя пограничной территорией, и тогда ограничения распространятся на весь регион.
Ирина Граник Коммерсантъ
Статья о недвижимости получена: IRN.RU