Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Генплан поставил будущее на карту

 

Генплан поставил будущее на карту

 

 

С нового года вступил в силу Генплан развития Петербурга — двадцатый по счету и первый в статусе закона. Городу отныне надлежит процветать, и тогда через 20 лет наступит прекрасное будущее. Закон законом, но в условиях рынка надо еще посмотреть, как карты лягут на конъюнктуру.

Эпопея и комиксы

Принятый городским парламентом долгожданный закон «О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия» – это всего лишь три статьи на двух страничках. В первой статье ключевое слово «утверждается», а дальше следует состав Генплана: цели и задачи, виды функциональных зон, положение о территориальном планировании, карта границ функциональных зон, разные схемы размещений всего и вся – в общей сложности, 11 приложений.

загрузка...

 

 

Далее – «отобразить на картах» границы разных зон и территорий: объектов культурного наследия, особо охраняемых, особо используемых по экологическим соображениям или санитарным нормам, подверженных риску чрезвычайных ситуаций – еще 5 приложений.

Вторая статья утверждает границы зон охраны культурного наследия с учетом списков его статусных и вновь выявленных объектов. Это еще одно приложение с двумя томами вдобавок. Третья статья – про то, что когда вступает в силу и как работают прежние временные регламенты. Вот собственно и все, если вкратце.

Любая попытка словесной интерпретации неспециалистом многотомной эпопеи Генплана, особенно если иметь в виду некий драйв, неизбежно выльется в комикс. Да и сами посвященные – чиновники и урбанисты – зачастую испытывают очевидные затруднения в популяризации этого нечитаемого произведения, призванного быть документом общественного согласия. Поэтому даже депутаты, не вполне осознавшие степени его детализации и обобщений, вынуждены были дискутировать на уровне «я не читал, но скажу», а специалисты из Комитета по землеустройству внесли тысячи неуместных поправок. А между тем Генплан двадцатый – первый в истории Петербурга, имеющий статус закона, и потому участники градостроительной деятельности могут ссылаться на него в суде, да он и сам «способен» досудебно разрешать их споры. Это не мешает ему быть вполне авантюрным футуристическим сочинением, основанным на множестве допущений. И то подумать: какой прогноз можно составить на двадцать лет, если Минфин не угадал инфляцию на год? Или если жилье никакими уговорами властей не склонить к доступности?

Плановый оптимизм

Конечно, разработчики Генплана из ЗАО «Петербургский НИПИград» тут ни при чем. Их задача – «поставить на карту» прогноз социально-экономического развития Санкт-Петербурга, разработанный экономистами и принятый городским правительством. А установки даны четкие – на процветание. Решено, что петербуржцы, наконец, перестанут вымирать, и их число установится на отметке 4,6 млн, а вместе с мигрантами (проблема гастарбайтеров видится решенной) Петербург должен остаться 5-миллионником. Иначе все планы насмарку. После 2015 года чудесным образом и вопреки европейской тенденции число жителей Петербурга начнет даже расти, видимо, в силу его особой «открытости».

Потенциал города изряден: интересное геополитическое положение – место контакта России с ЕС, крупнейший узел всех коммуникаций, отличная интеллектуальная база, чрезвычайная туристическая привлекательность и многоукладная экономика.

С другой стороны, город слаб: экосистема уязвима, дорого обходится жизнеобеспечение самого северного из мегаполисов. Город стар (всего 58% горожан трудоспособны) и изношен (треть недвижимости и инженерных систем требуют реконструкции). К тому же транспортная и социальная инфраструктуры не поспевают за ростом городского организма. Но у нас есть где развернуться. Территориальный ресурс составляет 17% земель Петербурга в административных границах.

В главном мы должны достичь среднеевропейских стандартов: к 2025 году не менее 35 кв.м общей площади жилья на человека при достаточном наборе социальных услуг.

Валовый региональный продукт (ВРП) и объем привлекаемых инвестиций в основной капитал за расчетный срок должны утроиться. Отрекаясь от популярных лозунгов, которые провозглашали Петербург банковской, культурной, научной столицей или городом-портом, урбанисты предвещают городу трудный, но и полноценный путь. Многофункциональность экономики сохранится, но с приоритетом инновационной деятельности, исподволь превращающей Петербург в постиндустриальный город. Работников нужно 2,6 млн, чего без трудовых мигрантов не обеспечить. Промышленность должна развиваться технологично, без территориальной экспансии и с сокращением числа занятых на производстве людей. Коммерческо-деловая сфера (финансы, кредит, страхование, оптовая торговля, операции с недвижимым имуществом, информатизация, связь) расширится офисными площадями не менее чем в 2–2,5 раза.

Число приезжих студентов и пациентов равно возрастет в полтора раза, отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях – вдвое, а туристов к прогнозному сроку – до 8 млн ежегодно.

От доктрины – к действию

Доктрина градостроительного развития Санкт-Петербурга под лозунгом «Открытый европейский город», изложенная в концепции Генплана, теперь формализована «Положением о территориальном планировании». Здесь перечислены все задачи и меры – от стратегических до вполне интимных. Буквально каждому горожанину отведено не только место под солнцем, но и в детском саду и в школе, больничная койка, парковка, место в транспорте в час пик (и чтобы локтями не толкались), приют в доме престарелых – и так до ухода в мир иной. Кстати, кладбища, где окончательно решается квартирный вопрос, – дело весьма территориально расточительное. За прогнозный период они расширятся на 300 га, и то при условии семейного «уплотнения» за счет наследников второй и третьей очереди. Непомерные мега-некрополи Северного, Южного и Ново-Ковалевского кладбищ предлагается организационно разукрупнить и благоустроить.

Функционально-планировочная структура города будет совершенствоваться достройкой незавершенных кварталов и комплексной реконструкцией «рыхлых» территорий с повышением плотности застройки в среднем на 10–15%. Это сулит выход 17–18 млн кв.м новых площадей. Переменят функцию – в расчетный срок до 3,5 тыс. га городских земель, в прогнозный – 6 тыс. га. Новому освоению к 2015 году подлежат 16 тыс. га, включая 500 намывных гектаров. А на перспективу планируется под застройку еще 10 тыс. га, из которых 1000 га – намыв.

Утвержден перечень видов функциональных зон (см. Таблицу 1). Учтены интересы большой родины. Под представительские и коммерческо-деловые объекты федерального и международного уровня отводится место у Пулковской обсерватории, в Петергофе, Пушкине и в Стрельне.

Транспортная инфраструктура – в особом фаворе

Доказано: на каждый рубль бюджетных вложений в транспортную инфраструктуру приходится 5–8 рублей частных инвестиций в развитие недвижимости. В центре внимания – Большой порт с ведущими к нему сетями автомобильных и железных дорог, не обделено заботой и все остальное, что летает, плавает и ездит. Продолжит развитие аэропорт «Пулково», реконструируются аэродромы в Пушкине и в Ново-Ковалево (Ржевка), а в Горской приземлится легкомоторная авиация. Обновятся существующие морской и речной пассажирские вокзалы, и будут построены новые: морской терминал на новых землях Васильевского острова и речной комплекс на Октябрьской набережной у вантового моста.

От железных дорог плотное тело города, насколько возможно, предстоит избавить. Строительство железнодорожного обхода Петербурга призвано вынести грузовой транзит из города и за пределы Курортного и Петродворцового районов. Вся грузовая товарная работа должна переместиться за пределы центра, а сортировочная – за границы города. Железнодорожный узел должен преобразоваться из тупикового в сквозной с пассажирским сообщением по Северному полукольцу. Международные транспортные коридоры пойдут через Ладожский вокзал.

Автомобильными приоритетами остаются международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Запад-Восток», создание единой системы региональных автомагистралей с КАД и ЗСД, включая придорожные терминалы и логистику. На повестке дня завершение Центральной дуговой магистрали участком от шоссе Революции до Шафировского проспекта с двумя развязками под/над железнодорожными линиями и широтная автомагистраль от улицы Васи Алексеева до проспекта Энергетиков с мостом через Неву.

К 2015 году городские пассажироперевозки вырастут на 12%, и волей-неволей придется пересаживаться со своих авто на общественный транспорт, а из автобусов – в скоростной трамвай или метро. Сейчас на большей территории города не обеспечивается километровая пешеходная доступность метро. К 2015 году длина линий метро должна вырасти на 41,5 км. Подземные рельсы пролягут по Фрунзенскому радиусу от Сенной площади до проспекта Славы, по Красносельскому радиусу – от «Московских ворот» до улицы Маршала Казакова, по Приморскому радиусу – от «Старой деревни» до магистрали №30, участку кольцевой – от «Выборгской» до «Василеостровской» и участку от «Сенной» до Театральной площади. Плюс «Адмиралтейская», вторая «Спортивная», вторая «Балтийская» станции. Скоростному трамваю соорудят 50,6 км путей, надземному экспрессу – 19,2 км, и тогда почти весь город, кроме пригородов, будет охвачен экологически чистым рельсовым транспортом. Не исключено, что придется ограничить въезд личного транспорта в исторический центр. Но для этого надо создать систему «перехватывающих» автостоянок у пяти станций метро.

Для разгрузки магистралей за 10 лет построят или реконструируют шесть их дублеров.

Деловитость врассыпную

Преодолевая общую для мегаполисов проблему концентрации активности в историческом центре города, новый Генплан предлагает полицентрическую схему. К центру добавляется район Варшавского вокзала и «Измайловская перспектива», новые общественно-деловые зоны на Васильевском острове в устье реки Смоленки и у Шкиперского протока, а также застройка вдоль проспекта Энгельса и Выборгского шоссе. Периферийные субцентры развиваются в крупных жилмассивах, как правило, у станций метро, на подъездах к городу, вдоль КАД, в предместьях и крупных коллективных садоводствах.

Пока по удельному количеству коммерческо-деловых площадей на одного жителя Петербург отстает от крупных городов Европы. Площадь бизнес-центров как минимум удвоится. А если средний денежный доход населения вырастет в 3-3,5 раза, площади предприятий потребительского рынка расширятся в полтора-два раза.

Интеллект Петербурга во многом способен обеспечить городу достойное существование, смыкаясь с бизнесом путем создания контрактных лабораторий и технопарков. Поэтому предстоит расширение нынешних комплексов академий и университетов в восточной части Васильевского острова, южнее Невского проспекта, в районах Технологического и Политехнического институтов, а также в Пушкине и Петродворце. Для Российской академии наук резервируются территории в районах Новоорловского лесопарка и Пулковской обсерватории, где будут научные центры РАН.

При сохранении общей площади производственных зон на уровне 11 тыс. га география их размещения радикально изменяется: в центре и в промышленно-жилом поясе они должны сократиться на 1000 га, и такая же площадь резервируется под производство в нежилой периферии и вокруг КАД. В самом центре и в курортной зоне на северном берегу залива промышленность подлежит полной ликвидации, а в промзонах «срединного пояса» некоторые предприятия сохраняются, но только при условии сокращения их санитарно-защитных зон.

Три больших плацдарма для «бизнес-сити» готовятся на Выборгской набережной, в зоне пробивки Новоизмайловского проспекта и на западе ВО. Ритейл равномерно распределится в жилмассивах, более плотно – в центре, а на крупных пересадочных узлах уйдет под землю. Строительство подземных многофункциональных комплексов задумано под площадями Восстания и Сенной, у Балтийского, Финляндского и Ладожского вокзалов и в районе метро «Черная речка». Кроме того, коммерческие подземелья планируются под Манежной площадью, у Апраксина Двора и у ДК Ленсовета.

К 2025 году общественно-деловая недвижимость по абсолютным величинам прироста уступает только многоквартирному жилью и составляет 35 млн кв.м, или 87% от нынешнего объема. Фонд производственной недвижимости увеличится незначительно – всего на 3 млн кв.м.

Место для жизни

Ключевой показатель Генплана – жилищная обеспеченность горожан. Сейчас на каждого приходится 20,2 кв.м общей площади, а планируется на расчетный срок – 28 кв.м, на прогнозный – до 35 кв.м. Задачу доступного жилья Генплан ставил скромно: «обеспечение условий». Зато за каких-то пять лет с коммуналками и общежитиями решено покончить, устаревший фонд ликвидировать, ветхое и аварийное жилье – расселить. Старый фонд подлежит модернизации до европейских стандартов, насколько возможно с учетом петербургской специфики. Если исходить из необходимости капитального ремонта хотя бы раз в 30 лет, нужно капитально отремонтировать к 2015 году 19 млн кв.м жилья, а до 2025-го – 51 млн кв.м. Причем изрядную часть следует реставрировать, поскольку это исторически и архитектурно ценные здания и кварталы, образцы градостроительного искусства разных периодов.

Чтобы справиться с такой задачей, в расчетный срок надо ежегодно реконструировать по 3,4 млн кв.м, а после 2015 года – по 5,1 млн. Это кажется фантастичным, если иметь в виду, что капремонт и тем более реставрация – сложнее и гораздо дороже, чем новое строительство. Строить тоже решено немало: сначала – по 3,5 млн кв.м жилья в год, потом – по 4 млн (см. Таблицу 2). Верится с трудом, разве что ипотека заработает.

В пылу территориальной экспансии город перешагивал через проблемные территории и двигался дальше. Теперь пришло время выровнять качество городской ткани. Сравнивая варианты развития города, авторы Генплана стремились определить оптимальное соотношение между обновлением старых территорий и освоением новых. Число жителей в самом ядре центра расти не будет, но старый промпояс после обновления будет вполне пригоден для жизни, работы и отдыха. Жилые территории для высокоплотной застройки увеличатся за счет сокращения промышленно-складских зон. В районах массового домостроения плотность застройки возрастет, но численность населения не увеличится: жилье станет просторнее. В итоге почти 47% объема нового жилья разместится на территориях существующей жилой и перепрофилируемой застройки. Это не прежняя «уплотниловка», а реконструкция всего квартала с соблюдением санитарных норм.

В пригородах активизируется малоэтажное строительство, а благоустроенные садоводства постепенно начнут превращаться в постоянное жилье. Четверть нового жилья будет малоэтажной. Причем каждому жителю центра причитается 12,8 кв.м зелени, а обитателю периферии – 16 кв.м. Общая озелененность города должна к 2015 году увеличиться в полтора раза.

Стратегия нового Генплана – преодоление монофункциональности застройки. Гигантских однородных зон – как жилых, так и нежилых – больше не будет. По прогнозу до 2025 года в динамике фонда недвижимости по абсолютным величинам прироста лидирует многоквартирное жилье – 41 млн кв.м (+46%). Максимальный относительный прирост фонда – более чем в 6 раз – ожидается по малоэтажному одноквартирному жилью.

Цена процветания

Реализация Генплана, по расчетам экономистов, оценивается в $110–115 млрд до 2015 года и в $190–200 млрд до 2025 года. Инвестиции в развитие жилого фонда на первом этапе должны составить $41,3 млрд (37%). С учетом капремонта жилого фонда и строительства социального жилья городскому бюджету реализация Генплана обойдется в $11,7–13,3 млрд. При этом бюджетные деньги на развитие инфраструктур должны вкладываться так, чтобы каждый рубль катализировал встречный 5–8-кратный приток частных инвестиций в недвижимость. Расчетный сбор платежей за пользование землей в целом по городу должен возрасти к 2025 году втрое (с $95 до $290 млн). Рост сбора земельного налога находится в прямой зависимости от изменения вида использования земель с высоким рентным потенциалом на более экономически оправданный.

Урбанисты отмечают закономерность: сегодня основной вклад в налоговые сборы вносят жилые территории, несмотря на то, что рентный эффект общественно-деловой застройки гораздо выше. К 2025 году доля земельных платежей от общественно-деловой застройки приблизится к 70%.

Генплан принят, но исполниться в нынешних условиях не может: не хватает еще каких-то пары десятков законов и документов. Для начала нужно принять «План реализации Генплана», потом – правила землепользования и застройки. Надо просить федеральную власть изменить границы Северной столицы под намыв, урегулировать отношения вокруг КАД и принять ФЗ о пригородной зоне Санкт-Петербурга радиусом 60 км. Парламенту Петербурга надо принять местные законы об объектах культурного наследия, о природных лечебных ресурсах, особо охраняемых природных территориях, недрах, почвах и лесах etc, общим числом не меньше 15. А без них светлое завтра не наступит.


Юлия Хопта Мир и Дом
Статья о недвижимости получена: IRN.RU
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Генплан поставил будущее на карту":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Посмотри на будущее автопрома

В Детройте проходит один из самых крупных автосалонов в этом году. На нем представлено несколько сотен автомобилей, среди которых есть масса новинок и концептов, которые в скором времени появятся на дорогах. Те, кто уже побывал на автосалоне, отмечают, что в этом году представлено довольно много спортивных машин.

» Американскии автомобили - 2279 - читать


Toyota построила светлое будущее

Корпорация Toyota собирается покорить посетителей Токийского автосалона не столько смелыми переделками существующих моделей, сколько убедительной демонстрацией своих возможностей по конструированию транспорта будущего. • Благодаря уникальным колесам, Fine X способен развернуться на месте Продемонстрировать превосходство Toyota в сфере «зеленых» технологий призваны концепты Fine-X и i-swing, построенные под лозунгом «экология и эмоции». В данном случае «экология» обеспечивает ...

» Японские автомобили - 3990 - читать


Все о будущем Mitsubishi (ФОТО)

Компания Mitsubishi Motors решительно выбирается из кризиса: стабилизировав положение, японцы собираются покорить мир смелыми решениями. Будущий Токийский автосалон должен стать плацдармом для проверки того, насколько покупатели готовы к революционным изменениям в стане «трех бриллиантов». На открывающемся 22 октября павильоне в комплексе Макухари, расположенном в пригороде Токио, будут представлены 17 автомобилей, в том числе новое поколение автомобиля на электротяге (MIEV ...

» Японские автомобили - 3687 - читать


Безумные автомобили будущего (ФОТО)

Если прошедший Токийский автосалон был манифестом будущих технологий, то грядущая выставка в Лос-Анжелесе станет манифестом дизайна будущего. Крупнейшие мировые компании приняли вызов «Лос-Анжелеского приключения» и разработали такие концепт-кары, что впору спрашивать, а автомобили ли это вообще? • клуб на колесах PAD от General Motors состоит из двух модулей Наиболее заметен концепт GMC Pad – не в последнюю очередь, своими размерами. Сочлененный Pad состоит из двух модулей ...

» Немецкие автомобили - 5854 - читать


BMW Mille Miglia: назад в будущее

Компания BMW представила уникальный концепт-кар Mille Miglia 2006, удачно сочетающий в себе черты легендарного спорт-кара BMW 328, благодаря которому началось триумфальное шествие компании BMW в гонках Mille Miglia ("Тысяча миль"), и оригинальные технические решения, которые мы может быть скоро увидим на серийных автомобилях. При разработке кузова основное внимание было направлено на сохранение фамильных черт автомобилей BMW и использование самых современных материалов и разр ...

» Немецкие автомобили - 2586 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Рынок Недвижимости » Недвижимость регионов » Генплан поставил будущее на карту

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru