Новосибирск — Сибирский регион уже несколько лет ожидает прихода столичных розничных сетей, но ритейлоры не спешат. Однако стоит промедлить еще год-два — и пришлые москвичи столкнутся с острейшей конкуренцией. В Новосибирске местные игроки планируют за это время удвоить собственные сети и занять не менее 70% всего рынка продуктовой розницы.
Свободное место на этом рынке Новосибирска сокращается быстро. Еще год назад “зоны обслуживания” сетевых супермаркетов соприкасались друг с другом нечасто, а сейчас уже идет борьба за покупателей, живущих в непосредственной близости сразу от нескольких магазинов.
Доля местных сетевых операторов на рынке продуктовой розницы Новосибирска пока оценивается в 35-40%. При сохранении нынешних темпов роста за два года она удвоится и приблизится к 70%.
Только одна из крупнейших сетей Новосибирска — “Холидей Классик” в этом году планирует увеличить свою сеть на 70%, с 23 до 39 магазинов. Общий объем инвестиций в расширение сети составит не менее $30 млн. C учетом ввода новых магазинов общий оборот сети в 2006 г. достигнет $250 млн против $180 млн (по итогам 2005 г.). В прошлом году компания потратила примерно столько же средств на развитие, но основная часть из них была направлена на покупку и реконструкцию распределительного центра сети, а также реконструкцию гипермаркета “Алтай” (в Барнауле) общей площадью около 60 000 кв. м.
На 70% также планирует увеличить количество магазинов “Квартал”, местная развивающаяся сеть “супермаркетов у дома”. Сейчас в ней 24 универсама, в конце 2006 г. их количество возрастет до 40.
“Сибириада”, насчитывающая 30 магазинов в Новосибирске, намерена инвестировать в свое развитие $10 млн и увеличить количество магазинов площадью около 1000 кв. м на 30% — до 40 точек. Также она планирует открыть торговый центр площадью 5400 кв. м в Северо-Чемском жилмассиве. В 2005 г. оборот сети составил более $85 млн, компания потратила на развитие около $7 млн, построив восемь новых магазинов.
Нишу крупноформатных магазинов осваивают два игрока — новосибирский торговый холдинг “Сибирский гигант” и красноярская “Сибирская губерния”.
“Сибирский гигант” построил в 2004 г. крупнейший торговый центр “Мегас” площадью 8000 кв. м, вложив около $5 млн. А в декабре 2005 г. — торговый центр “Гигант” площадью 22 000 кв. м, объем инвестиций в который составил около $11 млн. За счет последнего оборот сети в текущем году должен возрасти на 50%.
Сейчас оборот магазинов “Гиганта” (в сеть входят торговый центр на 22 000 кв. м, два магазина cash & carry, а также два продуктовых универсама) оценивается в $100-110 млн. В планах компании — создание 10 крупных торговых центров в Новосибирске. Уже этой весной холдинг намерен приступить к строительству торгцентра площадью 28 000 кв. м на площадке у автовокзала, приобретенной на аукционе. Закончить строительство планируется к февралю 2007 г. Одновременно “Сибгигант” рассматривает возможность строительства торговых центров в соседних городах, в частности в Барнауле и Красноярске. Ниша крупноформатных торговых центров Барнауле практически свободна, а потребительский рынок Красноярска обладает большим потенциалом.
Реальную конкуренцию “Сибгиганту” составит красноярская компания “Сибирская губерния”, развивающая сеть гипермаркетов “Алпи”. В 2005-2007 гг. предполагается открыть четыре гипермаркета “Алпи” в Новосибирске. Инвестиции в проект составят 650-700 млн руб. В ноябре 2005 г. “Сибирская губерния” открыла первый в Новосибирске магазин на ул. Петухова площадью 10 000 кв. м, который обошелся компании в 450 млн руб. Красноярцы уже присмотрели место для второго гипермаркета площадью 24 000 кв. м в Новосибирске по ул. Дуси Ковальчук, рядом с мясокомбинатом.
Легких побед над “аборигенами” столичным игрокам ждать не стоит. В разное время на Новосибирске споткнулись “Патэрсон” и “Авоська”, и лишь вездесущей “Пятерочке” удалось за год открыть 30 магазинов, да и то по франчайзингу.
Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU