Компания McDonald’s намерена построить в 2006 году 20 новых ресторанов, вложив 30 млн. долларов. Однако строиться в новых городах, кроме Тюмени, компания пока не намерена. В Екатеринбурге и Челябинске местные власти пока не идут навстречу крупнейшему мировому производителю гамбургеров. Тем не менее, освоив Тюмень, McDonald’s собирается двигаться и дальше на Восток.
Президент McDonald’s в Восточной Европе Хамзат Хасбулатов сообщил, что в 2006 году компания инвестирует более 30 млн. долларов в развитие ресторанной сети в России. По его словам, в следующем году компания откроет более 20 новых ресторанов в России, объем инвестиций в каждый из них в среднем составляет 1,5 млн. долларов.
Новый город на карте McDonald’s
Как сообщает «Интерфакс», большинство ресторанов будет открыто в Московском регионе, Санкт-Петербурге и тех городах, где McDonald’s уже присутствует.
Новым городом будет Тюмень. Это уже третья попытка американской компании зайти на рынок общественного питания Уральского федерального округа. Впервые McDonald’s заявил о желании прийти на рынок быстрого питания Екатеринбурга еще в 2003 году. Компания подала заявку в администрацию города на строительство четырех фирменных ресторанов. Однако чиновники отказали американцам.
Вице-мэр Екатеринбурга по товарному рынку Виктор Контеев заявил тогда, что основное условие начала работы со стороны компании – строительство ресторанов в центральной части города. Но из-за дефицита площадок под застройку в центре местные чиновники предложили американцам участки на окраинах либо помещения на вторичном рынке недвижимости. Однако такие варианты McDonald’s не устроили, и вопрос об открытии американских фаст-фудов зашел в тупик.
По аналогичному сценарию развивались события и в Челябинске. «Свободных площадей в центре нет», – заявил на идентичную заявку McDonald’s вице-мэр Челябинска по торговле Михаил Нуждин и также предложил компании построить заведения на окраинах, мотивируя это необходимостью развивать и другие районы города.
Тюменские же власти в начале текущего года сами предложили McDonald’s построить рестораны в центре города. Однако McDonald’s не теряет надежды и, по словам Хасбулатова, после освоения тюменского рынка вновь попытается зайти на рынки Челябинска и Екатеринбурга.
Пока самая дальняя точка на Урале, где есть рестораны McDonald’s, – это Оренбург. В Тюмени в 2006 году McDonald’s планирует построить два ресторана.
Впервые о планах своего расширения представители McDonald’s заговорили еще в апреле этого года. К концу первого квартала 2005 года было открыто два ресторана в Москве и Подмосковье.
Увеличение объема
Также тогда было сказано, что в 2005 году компания планирует увеличить объем своего производства в Москве (в Солнцеве) на 15-20%. В 2004 году на комплексе было выпущено свыше 8 млн. кг мясных продуктов, более 102 млн. булочек, свыше 4 млн. кг жидкой продукции и 400 тыс. кейсов пирожков. Сейчас на производственном комплексе действуют четыре линии.
Мощность пекарни после реконструкции в октябре 2004 года возросла на 60% – до 24 тыс. булочек в час. Пирожковая линия производит 216 тыс. пирожков в день. Мясная – 60 тыс. котлет в час, а линия жидких продуктов – 18 тонн в сутки.
Продукция из Солнцева экспортируется в 18 стран, в том числе в страны СНГ, Германию, Польшу и Румынию. Экспорт жидкой продукции – кетчупы, соусы, топпинги, сиропы – составляет 22%, экспорт пирожков – 61%.
Более 75% всей продукции McDonald’s закупает у российских поставщиков, среди которых агрофирма «Белая Дача», Пензенский, Калачеевский, Ульяновский, Белгородский и Коломенский мясокомбинаты, а также Московский комбинат хлебопродуктов.
Вторые после Китая
«Россия для нас второй по значимости рынок после Китая, где продолжается активное развитие сети McDonald’s», – отметил Хасбулатов.
Как пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД директор по маркетингу компании «НБ-Ретал» Алексей Чубыкин, один из социологических параметров, позволяющих оценить, насколько хорош уровень жизни в стране, – это цена бигмака. Самый дорогой бигмак – в Швейцарии, а самый дешевый – в Китае. При этом следует отметить, что российский рынок развивается, поэтому желание McDonald’s вложить в Россию 30 млн. долларов показывает, что платежеспособный спрос наших граждан будет только расти, уверен Чубыкин.
Согласен с этим и начальник управления финансовых технологий коммерческого банка «Московский капитал» Алексей Гаранов. «Если принять во внимание все регионы России, можно увидеть, насколько этот рынок далек от насыщения, – отметил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – К сожалению, такие корпорации, как McDonald’s, имеют больше ресурсов, чем российские игроки. С другой стороны, планы McDonald’s – это развитие российской экономики и создание новых рабочих мест», – отметил он.
Российский рынок практически совсем ненасыщен, заявляет аналитик инвестиционной компании «Атон» Алексей Зайцев. Для освоения рынка понадобится по крайней мере еще 10 лет, уверен он. И в ближайшие 2-3 года сети быстрого питания выйдут на «целину» городов среднего звена – с населением менее 500 тысяч человек.
И несмотря на то что последние несколько лет McDonald’s испытывал некоторые сложности с развитием в Западной Европе и Америке, в России эти процессы не нашли никакого отражения. Поэтому даже выход на российский рынок европейских и американских конкурентов McDonald’s не создаст для него серьезных проблем, уверена аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог» Виктория Гранкина.
Что же касается цен на продукты этой сети, то они, по мнению Алексея Зайцева, продолжат плавный рост.
Дмитрий Скворцов Взгляд
Статья о недвижимости получена: IRN.RU