Договор аренды - один из самых распространенных на практике договоров. Казалось бы, все спорные вопросы, касающиеся учета арендных операций, уже давно должны быть урегулированы. Но нет. Не проходит и месяца, чтобы Минфин России не выпустил какое-нибудь очередное разъяснение по вопросам, связанным с арендой.
Взяв в аренду имущество, организация-арендатор несет помимо арендной платы и иные расходы, связанные с арендованным имуществом.
Это и эксплуатационные расходы, и расходы на ремонт (текущий или капитальный), и капитальные вложения. Как учесть эти расходы в целях налогообложения прибыли? Какими документами подтвердить? Куда отнести "входной" НДС? Ответы на эти вопросы не так очевидны, как кажется.
Какие же именно налоги должно уплачивать физическое лицо при сдаче квартиры в наем? Если в наем сдается только одна квартира, то достаточно будет ежегодного декларирования доходов и уплаты 13-процентного налога на доходы физических лиц. При этом необходимо отметить, что налоговая инспекция вправе потребовать документы, подтверждающие наличие источника дохода, - соответствующий договор с нанимателем и, возможно, выписку со счета, на который поступают арендные платежи (или акты приема-передачи денежных средств, если оплата осуществляется наличными). В налоговую декларацию должны включаться все доходы, полученные налогоплательщиком в истекшем году, независимо от того, был ли удержан налог при выплате таких доходов или его еще предстоит уплатить.
Если, например, помимо сдачи квартиры Уфа в аренду налогоплательщик получает доход в виде заработной платы, то сумму и источник такого дохода также необходимо будет указать в декларации, несмотря на то, что налог в отношении данного дохода был удержан работодателем, и повторно его уплачивать не придется. То же касается и остальных видов доходов. Представление декларации не потребуется только в том случае, если имущество сдается в аренду юридическому лицу, и соответствующая сумма налога уже была удержана и перечислена в бюджет при выплате арендных платежей.
Позаботьтесь о себе.
Главная гарантия соблюдения прав и интересов собственника квартиры при ее сдаче обеспечивается договором, в который включены соответствующие условия. При наличии определенных знаний собственник способен составить такой договор сам.
Но он также может обратиться за помощью к специалистам по операциям с недвижимостью (юристам и риэлторам), которые, исходя из требований и конкретной ситуации, составят договор найма, наиболее полно защищающий интересы арендодателя. При составлении договора нужно обратить внимание на следующие существенные условия.
Права и обязанности собственника и нанимателя. Собственник обязан передать нанимателю квартиру, пригодную для проживания, и обеспечивать эксплуатацию дома, где находится квартира Уфа, а наниматель — использовать квартиру только для проживания, поддерживать в надлежащем состоянии и вносить плату за наем. Собственник имеет право вменить в обязанность нанимателю любые другие действия, которые позволят сохранить квартиру в должном виде и не причинить вреда другим гражданам.
Другое существенное условие — цена найма и порядок оплаты. Как правило, в договоре указывается сумма, и период времени, за который она вносится. Целесообразно указать, в какой срок наниматель обязан передать эту сумму хозяину квартиры, а также последствия просрочки оплаты. Это условие позволит собственнику взыскать с жильца штраф или неустойку, если тот пропустит срок оплаты.
Следует оговорить обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг телефонной связи, Интернета, обслуживания домофона или охраны подъезда. От такого условия, как срок договора, зависит ряд обстоятельств. Если срок в договоре не указан, по закону он считается заключенным на пять лет. Если договор заключен менее чем на один год, то при отсутствии специальных оговорок на такой договор не распространяются предусмотренные законом правила о преимущественном праве нанимателя на заключение договора на новый срок.
Как не нарушить?
Что же необходимо сделать для того, чтобы, не нарушая налогового, и тем более, уголовного, законодательства, осуществлять сдачу в аренду одновременно нескольких объектов недвижимости? Первым шагом будет являться регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Это достаточно просто - регистрация отнимет несколько часов вашего времени и по срокам не превысит 10 дней.
Одновременно необходимо задуматься о том, какой режим налогообложения лучше всего применять. Сдача в аренду недвижимость Уфа индивидуальным предпринимателем приведет, как уже упоминалось, к возникновению дополнительной налоговой нагрузки в виде необходимости уплаты НДС по ставке 18%.
Есть ли способ уменьшить налоговые отчисления?
Такой способ, являющийся абсолютно законным, имеется. Действующим налоговым законодательством предусмотрен специальный налоговый режим, называющийся "упрощенной системой налогообложения" (УСН).
Применение данной системы заменяет уплату НДС, НДФЛ и ЕСН уплатой единого налога. Ставка такого налога может составлять 6% или 15%. Ставка выбирается налогоплательщиком самостоятельно при переходе на УСН и в дальнейшем не может быть изменена. Ставка в размере 6% применяется в отношении валового дохода без учета расходов. Ставка в размере 15% применяется в отношении прибыли (доходы за вычетом произведенных расходов). Так как сама по себе деятельность по сдаче имущества в аренду не влечет больших затрат, то можно рекомендовать в данном случае применение ставки налога в 6% от размера всего полученного дохода.
Необходимо помнить обо всех ограничениях, так будет намного проще и спокойнее.
Желаем Удачи!
Сеть Агентств Недвижимости «ЭКСПЕРТ»
Статья о недвижимости получена: IRN.RU