Нижний Новгород — Только два новых отеля появилось в Нижнем в 2004-2006 гг.: “Александровский сад” и “Никола Хаус” пополнили номерной фонд Нижнего на 100 единиц. В 2007-2009 гг. планируется построить как минимум пять новых гостиниц категории не ниже “3 звезды”. Как ожидается, все вместе они дадут городу еще около 1000 номеров.
Сейчас в Нижнем Новгороде 78 гостиниц вместе с ведомственными, их номерной фонд составляет 2979 номеров.
Большая часть гостиниц не сертифицированы и могут претендовать лишь на “1 звезду” или в лучшем случае на “2 звезды”. В отелях уровня “3-4 звезды” номеров не более 500. В городе до сих пор нет ни одного пятизвездочного отеля.
В последние годы нижегородская индустрия гостеприимства развивалась в основном за счет реконструкции существующих гостиниц. Обновленная “Волна” на 198 номеров — первая и остающаяся самой большой гостиницей “4 звезды” в городе — расположена в Автозаводском районе по соседству с автогигантом. Горьковский автозавод — предприятие, часто посещаемое представительными делегациями, которые ему необходимо не просто разместить, но разместить с комфортом.
“Звездный набор” в городе невелик. Четырех звезд удостоена построенная два года назад гостиница “Александровский сад” (49 номеров). Быстро стали популярными “Никола Хаус” (38 номеров) и “Жук Жак” (18 номеров) — небольшие камерные отели, рассчитанные на VIP-клиентов. Вполне достойный сервис предлагает клиентам трехзвездочная “Октябрьская” (75 номеров), расположенная на престижной Верхне-Волжской набережной.
Из числа достаточно популярных можно назвать еще “Оку”, получившую в 2006 г. “3 звезды” и претендующую после завершения реконструкции на повышение категории; обновляемую “Нижегородскую” и недавно завершившую реконструкцию “Центральную”. Есть еще корпоративные гостиницы, например гостиница “Лукойла”, но для обычного гостя они недоступны.
По данным Нижегородского центра научной экспертизы, основные клиенты нижегородских гостиниц — бизнес-туристы. Массовый турист обходит Нижний Новгород стороной. Дмитрий Володин, владелец гостиниц “Никола Хаус” и “Жук Жак”, отмечает, что в городе есть качественные номера, но их недостаточно и, принимая гостей на конференцию или другое крупное деловое мероприятие, организаторы испытывают серьезные трудности с тем, чтобы разместить гостей в одном месте и на приблизительно одинаковых условиях.
Проектов строительства современных гостиниц, в том числе и с участием иностранных инвесторов, в последние годы заявлялось немало. Но дальше заявлений дело не пошло. До сих пор не построена гостиница рядом с Нижегородской ярмаркой; с 1997 г. пустует площадка на месте снесенной гостиницы “Москва”, на которую претендовала компания “Весенние инвестиции”; вот уже два года не может приступить к строительству отеля на Мещере “Русская тройка”; об отеле, планируемом на площади Свободы, окончательно забыли.
2006 год стал годом появления новых и реанимации старых проектов. Проект отеля с торгово-развлекательным центром на Мещере одобрен инвестиционным советом при губернаторе. “Русская тройка” пообещала, что через три года здание будет построено. Появилась информация о том, что арендатор участка на месте бывшей гостиницы “Москва” — компания “Братина” — планирует начать на этом месте строительство отеля на 200 номеров. Региональный центр международной торговли приступил к реализации проекта строительства Центра международной торговли на улице Октябрьской, составной частью которого станет отель.
В Автозаводском парке планируется строительство отеля на 200 номеров с комплексом развлечений. Будет продолжена реконструкция гостиницы “Октябрьская”, строительство еще одного корпуса на 200 номеров станет осуществлять крупнейший российский оператор — компания “Интурист”, которой “Октябрьская” сдана в аренду. По словам генерального директора гостиницы Виталия Бабушкина, строительство еще одного здания позволит всему отелю претендовать на “4 звезды”.
“Для привлечения туристов только гостиничных мест недостаточно — нужны дополнительные услуги или интересная программа”, — отмечает Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы. Компания “Роза ветров” планирует строительство загородного горнолыжного центра с гостиничным комплексом в Кстовском районе, “Корос” заявила о своем намерении возвести в Автозаводском парке не только отель, но и аквапарк. Большинство объектов планируется завершить к 2009-2010 гг.
Такой интерес инвесторов к гостиничному бизнесу в Нижнем Новгороде Бабушкин объясняет дефицитом гостиничных номеров в городе. “Очевидно, накопилась некая критическая масса. Инвесторы присматривались, изучали обстановку, анализировали инвестиционный климат. В других сегментах недвижимости конкуренция сейчас достаточно высока, рынок насыщен. А в гостиничном бизнесе все наоборот — конкуренции почти нет”, — говорит он.
О своих планах по освоению нижегородского рынка заявили такие известные международные операторы, как Kempinski и Accor. “Одной из особенностей гостиничного бизнеса является то, что иностранные компании приходят на российский рынок в основном в качестве управляющих компаний, а не инвесторов или девелоперов”, — говорит Романчева. По ее наблюдению, такой подход вполне устраивает местных предпринимателей. “Гостиничный бизнес сложный, организовать работу отеля на международном уровне непросто, поэтому отечественные инвесторы достаточно охотно сотрудничают с западными компаниями, — объясняет она. — Солидная западная управляющая компания стоит дороже, но сотрудничество с ней повышает шансы на успешность проекта и может сократить сроки его окупаемости”. Инвесторы, по мнению Романчевой, ориентированы на строительство бизнес-отелей.
Ирина Бондаренко Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU