Компания “Русские отели”, близкая к холдингу “Базовый элемент” Олега Дерипаски, построит в Ростове бизнес-центр класса В к концу 2008 г. Участники рынка говорят, что ежегодный дефицит офисных площадей в городе составляет 100 000 кв. м и качественные офисы легко найдут своего потребителя.
Компания “Русские отели”, близкая к холдингу “Базовый элемент”, создана частными лицами в сентябре 2004 г. для строительства в регионах России и странах СНГ сети отелей и объектов коммерческой недвижимости, в которые планируется инвестировать $250 млн.
Компания владеет спорт-отелем “Гладенькая” в Хакасии, бутик-отелем “Родина” (“5 звезд”) в Сочи, строит гостинично-офисный комплекс в Новосибирске, пятизвездочный отель в Душанбе, бизнес-центры в Ереване и Тбилиси. По данным компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko, общий объем офисов классов В и С в Ростове оценивается на уровне 350 000 кв. м, офисов класса А на рынке пока нет.
Бизнес-центр “Русских отелей” разместится недалеко от зданий администрации Ростовской области и полпредства, в границах улиц Социалистической и Соколова, рассказала руководитель PR-департамента компании Елена Гурьянова. Архитектурный проект бизнес-центра класса В разработал югославский архитектор Миодраг Цвиич, спроектировавший для “Русских отелей” офисно-гостиничный комплекс в Новосибирске. Общая площадь ростовского бизнес-центра — 35 000-40 000 кв. м без учета двухуровневого подземного паркинга. На первом этаже планируется разместить торговые павильоны и кафе. Предполагается, что двухуровневый паркинг вместит более 100 машино-мест, говорит Гурьянова. По расчетам полезной площади это соответствует бизнес-центру класса B.
Участок под строительство площадью чуть более 0,5 га был выкуплен на вторичном рынке (ранее здесь находился механический завод, не работавший несколько лет), говорит Гурьянова. Уже снесены старые производственные постройки, в феврале 2007 г. должны быть закончены работы по планировке и межеванию участка. А к маю 2007 г. компания надеется получить в мэрии разрешительную документацию и пройти согласования, после чего начнутся строительные работы. Планируется, что строительство бизнес-центра займет 18 месяцев и он будет введен в эксплуатацию в ноябре 2008 г. Офисы бизнес-центра “Русские отели” предполагают сдавать в аренду.
Объем инвестиций Гурьянова не раскрывает. Начальник отдела продаж ГК “Гарантия” (является соинвестором бизнес-центров “Ростовский”, “Трудовые резервы”, “Гвардейский”) Елена Торопова оценивает себестоимость строительства 1 кв. м офисных площадей под ключ в $800-1000. Соответственно, инвестиции могут составить $35-40 млн, полагает она. Такие вложения сопоставимы с другими проектами. Например, в строительство бизнес-центра класса В Clover house (ул. Текучева) площадью 26 000 кв. м “РГС Недвижимость” инвестировала $26 млн, которые предполагает окупить за семь лет, говорил ранее гендиректор компании Александр Попов.
Участники рынка и аналитики считают, что спрос на качественные офисы в Ростове значительно превышает предложение. Перенасыщение офисными площадями городу не грозит, тем более в центре, уверен директор АН “Альтаир” Дмитрий Шульга. Рынок офисных помещений в Ростове представлен в основном офисами классов С, D, Е, а качественных площадей недостаточно, добавляет замруководителя управления инвестиционных проектов “РГС Недвижимости” Ольга Теленгатор. По данным директора управляющей компании “Офис-Сервис” Олега Пилипенко, ежегодный дефицит офисных помещений составляет около 100 000 кв. м в год.
Директор департамента профессиональных услуг консалтинговой компании Knight Frank Мария Котова считает, что в регионах оправдано строительство бизнес-центров класса В. “Офисы такого класса с грамотным управлением привлекательны для местных арендаторов, — объясняет она. — Бизнес-центры класса А строятся в основном для иностранных и столичных компаний, которые приходят в регионы, местные предприниматели не совсем готовы переплачивать за престиж”.
Шульга из АН “Альтаир” считает местоположение бизнес-центра “Русских отелей” выгодным. “Если арендные ставки не будут завышены, офисы будут востребованы”, — считает Торопова из ГК “Гарантия”. При этом она отмечает, что главная проблема действующих бизнес-центров — недостаток парковочных мест. Инвесторам нужно учитывать, что на 100 кв. м офисных площадей необходима как минимум одна парковка, а лучше — две, заключает Торопова.
Рядом с бизнес-центром - отель
Бизнес-центр может стать не единственным проектом “Русских отелей” в Ростове. Компания рассматривает возможность строительства гостиницы категории “4-5 звезд”, говорит руководитель PR-департамента Елена Гурьянова. “Это логично для нашей компании, учитывая ее концепцию и стратегические планы”, — добавляет она. По словам Гурьяновой, сейчас ведутся переговоры о покупке земельных участков в городе.
Оксана Лебедева Ведомости
Статья о недвижимости получена: IRN.RU