Мэры в регионах Поволжья распродают городское имущество, объясняя это желанием пополнить муниципальную казну. Однако есть опасность, что города останутся и без собственности, и без денег.
В Самаре идет пересмотр решений бывшей администрации города о продаже муниципальной собственности. Напомним, что 22 октября 2007 года по итогам второго тура выборов мэра победу одержал Виктор Тархов. Прежний глава городского округа Самара Георгий Лиманский занимал этот пост более девяти лет.
Когда новая городская администрация заняла кабинеты мэрии, обнаружилось: незадолго до выборов его команда лишила столицу региона немалой части муниципального имущества.
Чиновникам удалось установить по документам хронику событий. Она такова.
13 октября 2006 года был подписан договор между департаментом управления имуществом города и ООО «Ареопаг» о создании ОАО «Жемчужина Поволжья». 16 октября между городским департаментом управления имуществом и ООО «Самарский центр предпринимательства» заключен другой договор — об организации ОАО «Сити». Мэрия внесла в уставный капитал «Жемчужины Поволжья» недвижимость на 62 млн рублей, а в ОАО «Сити» — на 41 млн.
Впрочем, это лишь официальная оценка. Реальная стоимость активов гораздо больше и, как считают некоторые эксперты, превышает миллиард рублей. По сути, это была крупнейшая передача муниципальной собственности в частные руки. Несмотря на то, что в состав новых ОАО город внес огромный ее объем, контрольного пакета он не получил — у администрации Самары лишь по 49% акций.
Накануне выборов команда Лиманского сумела продать даже места массового отдыха горожан — Загородный парк и часть набережной. А действовала при этом словно по принципу «не свое — не жалко»: то и другое было продано по ценам в разы ниже реальной стоимости объектов. Например, часть самарской набережной некий Юрий Калинин купил за 2,5 млн рублей. Команда Виктора Тархова попыталась оспорить решения прежней администрации. Областная прокуратура посчитала такой шаг разумным и стала подавать иски от своего имени.
По примеру предшественника
Арбитражный суд Самары 20 февраля отказал прокуратуре в иске, но 3 мая ее ждал успех: одиннадцатым арбитражным апелляционным судом договоры о создании «Жемчужины Поволжья» и «Сити» были признаны недействительными. Решение уже вступило в законную силу, и изменить его команда прежнего мэра не в состоянии. Не готовы сторонники Лиманского бороться и за другие активы.
Комментируя решение суда, политолог, профессор Самарского государственного университета Евгений Молевич заметил, что каждый новый руководитель Самары стремится тем или иным способом вернуть собственность, утраченную благодаря действиям своего предшественника, после чего сам начинает выводить активы из городской казны.
Так, в 1995 году самарский мэр Олег Сысуев создал АО «Солнечный город», в которое городская администрация внесла 51,6 тыс. кв. м помещений и получила за это 73% акций. Другими акционерами выступили АО «Моторостроитель», АО «Завод им. Тарасова» и Новокуйбышевский НПЗ — им досталось по 7,3% акций. Власти зарабатывали на том, что сдавали помещения в аренду. Всего было передано 38 объектов, среди которых оказалось, к примеру, одно из немногих на тот момент офисных зданий — Дом сельского хозяйства. Невзирая на всю ценность этих объектов, в казну «Солнечный город» приносил от 50 до 120 млн рублей (неденоминированных), т. е. сущие гроши. К тому же при проверке, проведенной в 1997 году прокуратурой, выяснилось, что «Солнечный город» стал распродавать городское имущество. В 1998 году Георгий Лиманский добился отмены решения о создании этой структуры и признания распродажи муниципальной собственности незаконной. Мэр тогда оценил ущерб, нанесенный городу, в 50 млн рублей (деноминированных).
Однако, вернув Самаре едва не утраченное имущество, Георгий Лиманский сам стал распродавать наиболее ликвидные объекты городской недвижимости. По разным оценкам, речь идет примерно о 100−200 из них. Столь вольному обращению с муниципальной собственностью способ-ствовало уникальное законодательство Самары. Дело в том, что во всех городах Поволжья план приватизации городского имущества утверждался думой, а в Самаре до 2004 года — единолично мэром. Новый состав городского парламента попытался навести порядок в этой сфере, но Лиманский долгое время игнорировал работу думы и не посещал ее заседаний. Хуже того: избрание нового состава парламента и реальная опасность утратить власть лишь стимулировали процесс продажи муниципального имущества мэром и его командой. Так, в 2004 году самарская администрация приватизировала семь муниципальных аптек. Событие вызвало большой резонанс, поскольку в этих аптеках были рецептурные отделы, необходимые больным. Попытки депутатов и уполномоченного по правам человека Ирины Скуповой вмешаться в ситуацию не привели к успеху. Мэрия не отказалась от своих планов. Все купленные помещения были перепрофилированы.
Очередное ОАО на старте
Теперь уже Виктор Тархов планирует создать ОАО «Волжская недвижимость», в которое собирается внести почти тысячу объектов городской собственности. В том числе те, что раньше входили в состав «Жемчужины Поволжья» и «Сити».
Правда, городу обещано 100% акций, но даже это никак не исключает в будущем очередной напасти в виде продажи муниципального имущества за бесценок. Чтобы избежать такого поворота событий, самарская администрация могла бы выставить объекты на открытые аукционы, но не пожелала этого сделать. Почему? Власть объяснила свое решение так: продажа городской собственности принесет лишь единовременную выгоду, в то время как ежегодные доходы от арендной платы помогут поправить положение городского бюджета.
Однако самарский юрист Олег Казачек считает, что это лишь отговорка. «Лично для меня действия Тархова — последняя часть трилогии под названием ‘‘Продажа имущества Самары’’. Первые две части ‘‘писались’’ Сысуевым и Лиманским. Тархов лишь более осторожный ‘‘романист’’, чем они», — иронизирует адвокат. Он уверен, что в дальнейшем городская власть найдет способы передать казенное имущество в частные руки. «Дело в том, что способов, не нарушающих закон, очень много. Например, предприятие может быть обанкрочено за долги или часть акций будет отдана в залог», — делится своими соображениями юрист. Аналогичной точки зрения придерживается и Евгений Молевич.
Мэры торопятся
Продажей казенного имущества занимаются практически все муниципалитеты Поволжья. Главная причина — плачевное состояние городских бюджетов, которые, как правило, верстаются с предельно допустимым дефицитом. К тому же наибольший объем муниципальной собственности приходится на жилой фонд, содержание которого требует значительных средств. Приватизация нежилых помещений помогает хотя бы немного залатать дыры в бюджете и получить средства на содержание жилого фонда.
К проведению ускоренной приватизации мэрии подталкивает и федеральный закон, согласно которому к 1 января 2009 года муниципалитеты должны расстаться со всем имуществом, непосредственно не связанным с исполнением ими своих полномочий. И процесс пошел. Так, в этом году в Ульяновске на продажу будет выставлено 119 объектов, от приватизации которых запланировано получить 360 млн рублей. Уже составляется прогнозный план мероприятий на следующий год. В 2008 году ориентировочно предполагается приватизировать 600 объектов и получить от этого более 1 млрд рублей. В Саратове, по словам главы администрации города Николая Романова, в этом году планируется выставить на аукцион 95 объектов.
Как правило, именно такая — аукционная — форма продажи муниципальной собственности наиболее часто используется чиновниками. Однако и она не гарантирует исключительно честных сделок. Так, в 1998 году один из наиболее привлекательных участков в Саратове, на набережной, был продан некоей Гульнафисе Новинской из Махачкалы всего за 5,8 млн рублей. Теперь депутаты городской думы обсуждают возможность принудительного изъятия этого участка, поскольку его обладательница ничего на нем так и не построила.
Однако известны и другие способы избавления от муниципальной собственности. Например, в 2003 году мэр города Октябрьска Самарской области Виктор Станотин попросту ликвидировал местного перепродавца электроэнергии — МУП УГЭС, а также МУП «Водоканал» и МУП «Октябрьские тепловые сети». В начале августа в Октябрьске состоялся конкурс на доверительное управление коммунальной сферой города, победу в котором одержало ЧП «Октябрьская теплоэнергетическая компания» (ОТЭК). Это ему были переданы полномочия всех предприятий, ликвидированных мэром, а также их собственность, которую перед этим даже не оценили. Все попытки прокуратуры разобраться в том, что же именно было передано ОТЭК, а потом вернуть городскую собственность под контроль муниципалитета оказались тщетными. По таким же схемам продавалось имущество и в других городах.
Не стоит продавать все
Путь массовой распродажи муниципальной собственности, предложенный российским законодательством, не является единственным. Это подтверждается и опытом Виктора Тархова, который избрал другой способ — создание частной структуры, в которой муниципалитет владеет 100% акций. Формально город лишается всей своей собственности, но по степени контроля городских властей владелец мало чем отличается от МУПа. Однако судить о том, насколько этот способ эффективен, можно будет лишь спустя несколько лет.
Оказывается, есть у муниципалитетов еще одна возможность — вообще не продавать основную часть городской недвижимости и не создавать никаких ОАО для управления ею. Олег Казачек ссылается на ФЗ №131, который относит к полномочиям муниципалитетов и социальную защиту, и здравоохранение, и образование, и заботу об общественных организациях. А стало быть, нет необходимости распродавать в массовом порядке здания детских садов и аптек, как делали прежние власти. Процесс приватизации муниципального имущества тогда затронет только офисные помещения. А они действительно могут принести наибольшую выгоду при аукционной продаже.
Ольга Попова Эксперт
Статья о недвижимости получена: IRN.RU