Депутаты Мосгордумы предлагают со следующего года приостанавливать деятельность компаний, торгующих алкоголем в местах массового скопления населения. А продажа алкоголя несовершеннолетним и вовсе будет им стоить лицензии. Такие требования предусмотрены законом «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции», принятым вчера Мосгордумой в третьем окончательном чтении.
Смягчающее наказание (приостановление лицензии) предусмотрено при продаже алкоголя в местах массового скопления граждан. |
«В этом законе нуждались контрольные органы Москвы, которые до сих пор не имели возможности контролировать розничную реализацию алкогольных напитков.
При этом речь не идет о дополнительных полномочиях контролеров — новым документом им предоставляется возможность адекватно реагировать на случаи продажи алкоголя с нарушением требований»,- пояснил «Бизнесу» председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев, напоминая, что по действующему законодательству федеральные органы вправе контролировать производителей алкогольных напитков, а регионы — розничную продажу. Московские власти не стали ограничивать себя в этих правах и даже выступили инициаторами ряда нововведений. В частности, новым документом предусмотрено аннулирование лицензии на основании продажи алкоголя несовершеннолетним. Кроме того, эта мера наказания (аннулирование лицензии) будет применима, в случае если торговля алкогольными напитками осуществляется в запрещенном месте, при отсутствии маркировки и наличии поддельных марок, а также если компания воспрепятствует лицензирующему органу в проведении контроля.
Смягчающее наказание (приостановление лицензии) предусмотрено при продаже алкоголя в местах массового скопления граждан; если компания не представила в указанный срок в федеральный орган власти сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции; и наконец, при несоблюдении установленных минимальных цен на алкогольную продукцию (с подобным предложением об установлении минимальных цен выступает Минфин). Но самым прогрессивным нововведением депутаты считают норму о введении с 2008 года декларированиярозничной продажи алкогольной продукции на территории города.
Участники розничного рынка с сомнением отнеслись к тому, что ужесточением правил торговли возможно будет навести порядок на рынке. «Крупные сетевые магазины и так проверяют регулярно, даже слишком, поэтому новые правила лишь будут отнимать у ритейлеров время»,- полагает генеральный директор сети винных супермаркетов «Коллекция вин» Андрей Ткемаладзе. По его словам, предложенные меры, включая декларирование алкогольной продукции, для крупных сетей не проблема. «К декларированию мы и так были готовы уже с 1 января 2007 года, а алкоголем без марок мы не торгуем»,- говорит он. Тем не менее, как отмечает эксперт, для мелких розничных точек норма декларирования может оказаться неподъемной. «В таких магазинах зачастую работает одна касса, а о том, чтобы передавать информацию по интернету с помощью электронных ключей, там вообще не слышали»,- продолжает он. С этим соглашается и гендиректор сети супермаркетов «Спар» Дмитрий Маслов: «Необходимость декларирования продаж не пугает: у нас мощная ИТ-система, поэтому просто понадобилось дописать к ней модуль». По словам Маслова, в связи с необходимостью декларировать проданную продукцию с 2008 года преимущества получают те компании, которые установили более совершенные автоматизированные системы — у остальных же возрастут затраты на ручной труд.