Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Автоматизация на практике – информация к размышлению

 

Автоматизация на практике – информация к размышлению

 

 

Если делаешь что-нибудь неправильно –
не нужно рассчитывать на правильный результат.
Китайская пословица

Мудрый человек всегда учиться на чужих ошибках. Вам повезло: Вы не первый и далеко не последний, кто решился на автоматизацию своего предприятия и у Вас есть небольшое, но весомое преимущество – Вы можете обойти стороной проблемы, которые были у Ваших предшественников. Это поможет Вам не только сократить расходы, но и сэкономить время.

Довольно часто организации, которые уже попытались внедрить автоматизированную информационную систему (АИС), сталкиваются с определенными проблемами:

  • в приобретенной АИС нет одной, двух, трех...

    загрузка...

     

     

    очень важных функций;

  • внедрение превратилось в бесконечный процесс;

  • фирма, которая разработала АИС, закрылась (как вариант -- уволился ведущий сотрудник отдела автоматизации), сопровождать систему некому;

  • купили АИС, а потом оказалось, что для ее внедрения нужно полностью модернизировать все компьютеры и/или сетевое оборудование;

  • приобрели дорогую мощную АИС, но используют ее только на 50% (30, 20 10%...);

  • увеличился объем операций (количество рабочих мест, например), и система стала медленно работать...

    К сожалению, этот перечень можно продолжать и продолжать.

    Возникает вопрос: "Так как же все-таки внедрить автоматизированную систему и потратить на это ровно столько средств и времени, сколько необходимо?".

    Может показаться странным, но ключ к ответу кроется в самом вопросе. Внедрение АИС - это Проект, т. е. деятельность, направленная на достижение определенной цели в рамках временных и бюджетных ограничений. Причем проект не столько технический, сколько организационный, так как предусматривает перестройку (иногда значительную) бизнес-процессов и всей системы управления предприятием. От того, учтете ли вы при реализации проекта все его особенности, и зависит, будет он успешным или нет.

    Инициатор проекта

    Главным участником любого проекта является его инициатор - Заказчик.

    Очень часто инициаторами проекта являются сотрудники функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела сбыта и пр.) или отдела информационно-технологического обеспечения (ИТ). Но даже в том случае, когда подобная инициатива исходит от владельцев или дирекции предприятия, как правило, функции Заказчика делегируются руководством сверху вниз настолько, насколько это позволяет организационная структура. Поэтому Заказчиком выступает либо пара "функциональное подразделение предприятия - отдел ИТ", либо кто-то один из них.

    Это неправильный подход, так как сотрудники данных подразделений зачастую видят проблему "узко" - в рамках своей предметной области, поэтому интересы одного отдела могут расходиться с интересами других, а также всего предприятия в целом. В результате "такой" автоматизации могут быть автоматизированы все службы по отдельности, но будет отсутствовать единая информационная система.

    Функции Заказчика нецелесообразно делегировать ниже уровня руководителя предприятия либо его заместителей, потому что это ставит под угрозу реализацию проекта.

    В международной практике, как правило, в штате любой организации предусмотрена должность заместителя руководителя по информационным технологиям, который отвечает за разработку и реализацию информационной стратегии в рамках общей программы развития предприятия. В наших условиях это может быть пара "Директор (или один из его заместителей) - Начальник отдела ИТ".

    Более того, внедрение автоматизированной информационной системы должно проводиться по инициативе сверху, поскольку этот процесс требует изменения сложившегося порядка ведения дел, стереотипов сотрудников предприятия. Если заинтересованность в проекте со стороны руководства отсутствует, то вероятность его успеха стремится к нулю.

    Начало проекта

    Немаловажный вопрос: "Что считать началом проекта?".

    Заказчик склонен считать началом проекта момент заключения контракта с Поставщиком ПО.

    Этапы диагностики проблем предприятия и планирования проекта "выпадают" из внимания Заказчика. Необходимо отметить, что в рамках крупных проектов, как правило, Поставщик ПО самостоятельно проводит предварительное обследование, а планирование осуществляют его внутренние службы. Но парадокс в том, что две первые фазы и определяют выбор поставщика, и от того, насколько эффективно они будут проработаны, зависит успешное завершение всего проекта в целом.

    Область информации, связанная с построением ИС предприятия, очень обширна и специфична, поскольку лежит на стыке управленческих, учетных и информационных технологий. Кроме собственно информационных систем, она включает в себя управление ресурсами предприятия, проектами, моделирование бизнес-процессов, бухгалтерский учет и многое другое.

    В международной, а сегодня уже и в российской практике на этапах диагностики и планирования, как правило, привлекают дополнительных консультантов (внешних аудиторов), так как они могут предложить различные пути решения.

    Цель проекта

    Важнейшей чертой проекта является наличие четко сформулированной цели. Цель любой автоматизации - решение каких-то проблем, поэтому их точное определение и есть та отправная точка, с которой начинается автоматизация.

    Приведем пример из жизни.

    С чего начинается лечение? С покупки лекарств? Нет! С постановки диагноза.

    Если врач поставит неправильный диагноз, то следствием этого будет неправильное лечение... Если провести аналогию, то АИС - те же таблетки или микстуры.

    Как не существует лекарств от всех болезней, так нет и АИС, которые устраняют абсолютно все проблемы. Часто полагают, что внедрение автоматизированной системы управления - это всегда хорошо, это прогресс, и, следовательно, эффективность управления должна автоматически вырасти. К сожалению, так не бывает. Более того, существует правило: "Автоматизация эффективных операций повышает их эффективность, а автоматизация НЕэффективных операций повышает их НЕэффективность".

    Как показывает практика, часть проблем, которые пытаются решить автоматизацией, вообще связаны с организацией работы на предприятии, и справиться с ними можно только организационными и административными мерами. Рациональный документооборот, распределение загрузки между сотрудниками, повышение квалификации, освоение смежных специальностей, перераспределение ответственности и полномочий - вот далеко не полный перечень инструментов для увеличения эффективности работы предприятия. АИС дополняют их, но никак не заменяют.

    Проведение комплексного обследования организации помогает выявить причины проблем и пути их решения. Его масштабы определяются масштабами предполагаемого проекта. Помимо построения модели процессов на предприятии, обследование позволяет определить психологический климат и сложившиеся взаимоотношения в коллективе. Полученные результаты помогают проанализировать риски и разработать оптимальные методы воздействия на персонал для повышения его заинтересованности в достижении целей проекта.

    Упрощает задачу проведение так называемого "целевого внедрения". Для этого нужно внедрение АИС не с целью получения глобального результата, а для того чтобы решить ряд локальных задач. Такие проекты лучше поддаются денежной и качественной оценке, проще в реализации и позволяют распределить денежные затраты на больший отрезок времени.

    Цели проекта должны быть не только четко сформулированы, но и иметь количественное выражение: например,

  • увеличить объем продаж на X%,

  • уменьшить складские запасы на Y%,

  • снизить производственные затраты на Z% и т. д.

    Это позволит точно определить "момент" завершения проекта и поможет избежать ситуации, когда проект "нельзя закончить, а можно лишь прекратить".

    Стратегическое планирование

    Следующим шагом будет определение класса необходимой вам АИС, а для этого следует сформулировать требования к ней. "Зачем это нужно?" - спросит читатель. Когда вы выбираете себе костюм, то уже заранее знаете его размер и стиль - деловой или спортивный, летний или демисезонный. Кроме того, вы рассчитываете, что этот костюм будет гармонировать с той одеждой, которая уже есть в вашем гардеробе, и, что самое важное, он будет вам по карману. Как это ни банально, но при выборе программы нужно использовать примерно тот же подход.

    Автоматизация управления предприятием основывается на трех китах:

  • технология бизнес-процессов;

  • программные средства;

  • технические средства.

    Технология бизнес-процессов обеспечивает полноту формирования первичных данных, достоверность и оперативность учетной информации в рамках хозяйственной деятельности предприятия, правильность оформления и учета хозяйственных операций, выбор наиболее рациональных форм и методов управления и определяет конечные требования к организации всего управленческого процесса на предприятии.

    Программные средства предназначены для автоматизации управленческого процесса, а технические - являются необходимыми для работы программ.

    Поэтому для того, чтобы сформулировать требования к программе, нужно построить модель бизнес-процессов, которая включает в себя описание стандартов: финансового, материального, производственного учетов и документооборота.

    Модель бизнес-процессов определяет требования к программе, а не наоборот. Более того, говоря о внедрении АИС, мы говорим о внедрении нового бизнес-процесса (группы процессов), а сама АИС рассматривается как инструмент, который этот процесс поддерживает.

    Вы вряд ли найдете два предприятия (даже работающих в одной отрасли), имеющих одинаково организованные бизнес-процессы, а внедрение АИС предусматривает ее настройку под особенности конкретного предприятия.

    Важно учесть то, что бизнес-процессы будут меняться по мере развития предприятия, и АИС, на основе которой проводится автоматизация, должна быть гибкой и легко перенастраиваемой. Поэтому внедрять целесообразно только ПО, допускающее такую модификацию.

    Экономический анализ

    Несмотря на все многообразие задач, стоящих в данный момент перед тем или иным предприятием (снижение издержек, захват новых рынков, выпуск новой продукции и т. д.), в любом случае важно помнить, что автоматизация - это инвестиционный проект, основная цель которого - увеличение прибыльности предприятия за счет получения оперативной и достоверной информации!

    Одну и ту же проблему можно решить совершенно разными средствами. Поэтому на следующем этапе необходимо определить экономическую эффективность инвестиций в построение информационной системы (ИС) предприятия.

    ИС - это такой же инструмент, как новая производственная линия, оффшорная фирма или "сотрудники с калькуляторами".

    Нужно всегда задавать себе вопрос: "Увеличивает ли то, что вы делаете, эффективность вашего бизнеса?".

    АИС сама по себе не повышает прибыльности предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации.

    "Автоматического управления", к сожалению, не бывает. Поэтому если руководство организации не получает новых данных после внедрения АИС или не может правильно их использовать, то информация остается невостребованной, а это не приводит к повышению эффективности решений.

    Таким образом, необходимо сравнивать, во-первых, эффект от внедрения АИС с альтернативными вариантами, во-вторых - эффекты от внедрения различных АИС.

    Методика используется та же, что и, например, при сравнении технологических линий двух разных производителей. Если у вас есть требования к системе, то вы можете определить, насколько та или иная функция в различных АИС соответствует этим требованиям. Сопоставить функциональные возможности с совокупной стоимостью владения АИС (т. е. со стоимостью ПО, стоимостью его внедрения, необходимого оборудования, сопровождения и т. п.). Кроме того, если цели уже поставлены, то вы точно знаете, какой результат вас устраивает, а какой - нет.

    Чем точнее определены цели проекта, тем легче выбрать "инструмент" для их достижения.

    Газета "Территория учета"


    Статья получена: Клерк.Ру
    загрузка...

     

     

  • Наверх


    Постоянная ссылка на статью "Автоматизация на практике – информация к размышлению":


    Рассказать другу

    Оценка: 4.0 (голосов: 16)

    Ваша оценка:

    Ваш комментарий

    Имя:
    Сообщение:
    Защитный код: включите графику
     
     



    Поиск по базе статей:





    Темы статей






    Новые статьи

    Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

    Вместе с этой статьей обычно читают:

    Volkswagen Golf V – первая официальная информация

    Volkswagen опубликовал первую официальную информацию о новом Golf пятого поколения. Официальная презентация автомобиля состоится в сентябре на автосалоне во Франкфурте, однако уже сейчас нам известно почти все о новом бестселлере компании Volkswagen . • Volkswagen Golf VВнешне автомобиль изменится не сильно - дизайн пятого Golf похож на третье и четвертое поколение этой модели. Однако самое важное для будущих покупателей заключается в том, что автомобиль стал значительно бо ...

    » Немецкие автомобили - 2245 - читать


    Daewoo Nexia, Renault Symbol: «Нексия» и «Клио» – повод к размышлениям

    В тесте участвуют автомобили: Daewoo Nexia, Renault Symbol Вряд ли покупатель ищет в ней выдающиеся внешние данные, престижный интерьер или неординарные ездовые качества. Все это появляется на совершенно ином ценовом уровне.

    » Познавательное про авто - 3162 - читать


    Peugeot 207: Теория и практика относительности

    В тесте участвуют автомобили: Peugeot 207 Есть в самой невероятной теории ХХ века одно любопытное уравнение. Согласно ему, чем быстрее движется тело, тем все меньше его размеры.

    » Познавательное про авто - 2127 - читать


    «О нас» - как представлять информацию об организации на сайте

    Представление компании или организации в Web является одной из наиболее важных задач веб-сайта. Объяснение целей компании и ее устремлений оказывает сайту существенную помощь в выполнении других задач. К сожалению, большинство веб-сайтов плохо справляется с этой работой.

    » Юзабилити - 3219 - читать


    Эффективность ранжирования пассажей как одного из способов поиска информации в текстовых коллекциях. Часть II

    Первая часть статьи опубликована здесь Оценка ранжированных запросов Оценивать запрос, сравнивая его с каждым документом, задача нереальная; для эффективной оценки запроса требуется специальная форма индекса. Большинство исследований продемонстрировали, что эффективный поиск требует рассмотрения всех терминов, встречающихся в документе, за исключением стоп слов (не несущих смысловой нагрузки терминов, например: «the», «и», к тому же). Попытки сократить объем индексных терми ...

    » Продвижение и оптимизация - 2353 - читать



    Статья на тему Бизнес и финансы » Безопасность бизнеса » Автоматизация на практике – информация к размышлению

    Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

    © Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

    Энциклопедия Art.Thelib.Ru