Илья Носырев
Любопытно, что в наши дни экономисты зачастую рассматривают отношения между IT-отделом и любым другим отделом как отношения заказчика и стороны, предоставляющей услуги. Бизнес-отделы и IT-отдел как бы противопоставлены друг другу, и взаимодействие этих сторон обладает всеми свойствами любой сделки – здесь есть спрос и предложение, есть интересы каждой из сторон, подчас противоположные. Кто же в компании в этой ситуации должен выступить в роли посредника, чтобы соблюсти требования обеих сторон?
Вопрос времени
В работе программистов IT-компании выделяются два крупных направления. Первое – внутренняя деятельность, направленная на разработку IT-стратегии, реализация которой необходима для поддержания и развития бизнес-процессов предприятия.
Оно включает в себя процессы оценки бизнеса, управление потребителями услуг (в частности ведение базы данных клиентов и необходимых им IT-услуг). "Инициаторами внедрения новых продуктов обычно выступают ведущие программисты, – рассказывает IT-менеджер представительства группы компаний Viciunai по России и СНГ Сергей Михеев. – Два важнейших вопроса, возникающих при планировании любого проекта, – сроки реализации и стоимость – определяются по договоренности между рабочей группой программистов и руководством компании. При этом сроки, как правило, определяют вышеупомянутые стороны, а при подсчете стоимости задействованы также финансовый отдел и специалисты по логистике. Начальник IT-отдела называет начальную цифру, предварительно учитывая такие статьи расходов, как новое необходимое оборудование, оплата труда программистов и т.д. В дальнейшем цифра корректируется этими отделами. Если проект крупный, он утверждается и согласовывается ведущим офисом, находящимся в Литве".
Принятию решений по техническим проектам, направленным на оптимизацию деятельности компании, могут предшествовать настоящие дискуссии. "Например, в данный момент для повышения рентабельности Viciunai предлагается усовершенствование программного обеспечения карманных компьютеров, которыми пользуются наши торговые представители. Однако даже среди программистов на этот счет нет единого мнения: многие считают, что проект нерентабелен. К выводу о необходимости проекта должны вести чрезвычайно серьезные доводы. Например, внедрение в нашей компании в данный момент новой версии бухгалтерской программы было обусловлено увеличением продаж компании, а также необходимостью интеграции единого информационного пространства отделений по разным странам. Инициатором этого технического решения выступил ведущий программист, которому изложили суть новых задач общей стратегии организации".
Чаще всего наиболее тесными партнерами IT-отдела являются отдел маркетинга, отдел продаж и т.п. "Лично я занимаюсь внедрением биллинговых систем, которые используются для разного рода финансовых отчетностей, формирования хранилища данных по сделкам. И здесь мы обслуживаем нужды, в первую очередь, нашего блока маркетинга, а также блока продаж и абонентского обслуживания", – поясняет Вадим Падейко, специалист группы регламентной отчетности департамента развития прикладных систем МТС.
Второе направление – проектирование IT-услуг, предоставляемых клиентам, а также анализа качества их функционирования. Ключевым процессом здесь является процесс управления качеством, который определяет степень соответствия предоставляемых услуг соглашениям о качестве.
Новый проект
Как рождается новый технический проект или программный продукт, ориентированный на конечного потребителя? "Сроки определяются как рынком, так и возможностями технологии и инженеров. В установлении временных рамок разработки необходимого ПО и новых технических продуктов участвуют непосредственно IT-специалисты, а также маркетологи и финансовый отдел. Важно оценить потребности рынка. Именно это позволяет подготовить новый продукт, способный заполнить образовавшуюся или освободившуюся нишу. Человеческий фактор в условиях труда высококвалифицированных и хорошо осознающих свою задачу программистов играет гораздо меньшую роль, нежели запросы конечного потребителя", – объясняет программист компании Intel Александр Каширин. Стандартная модель работы выглядит следующим образом: маркетологи изучают требования рынка, а менеджеры по работе с клиентами создают базу данных, в которую заносят все требования конечного потребителя к новым программным продуктам и техническим средствам.
В крупной компании система управления, как правило, иерархична, большой документооборот требует наличия посредника, координирующего центра между IT-отделом и другими отделами компании. "В МТС таким посредником служит департамент планирования и взаимодействия, – рассказывает Вадим Падейко. – Все технические требования оформляются следующим образом: тот или иной блок компании направляет заявку в департамент планирования и взаимодействия, максимально детально обрисовывая свои нужды. Департамент "переводит" ее на технический язык, формулируя техзадание". Как мы уже говорили выше, отношения ITотдела и прочих отделов компании обладают всеми качествами экономической сделки. Легче всего это сходство продемонстрировать, если компания заказывает разработку и внедрение некоего программного продукта не собственным программистам, а другой фирме, специализирующейся на подобных услугах. "Это чрезвычайно распространенное решение, – говорит Вадим Падейко. – Не будем забывать, что эпоха "самописных" систем для больших компаний уходит в прошлое. Корпоративная система, которая стоит десятки и сотни тысяч долларов, с большей вероятностью успеха может быть установлена разработчиком. И, однако же, она представляет собой как бы конструктор, который чаще всего неизбежно будет приспособлен под нужды конкретной компаниизаказчика. Тут уже есть смысл задействовать собственный IT-отдел – для отладки и подгонки".
Написать программу проще, чем ее отладить. Что делать, если результат деятельности IT-отдела или компании-установщика не удовлетворяет заказчика? "Претензии формируются по той же системе, что и заявки, – опять-таки через департамент-посредник, – продолжает Вадим Падейко. – Доработка может проводиться в принципе тремя сторонами – собственными программистами, компанией, ранее занимавшейся внедрением, и, наконец, посторонней организацией – если условия компании, занимавшейся разработкой и внедрением, неприемлемы. Так, когда МТС понадобилось доустановить одну из систем в региональном
отделении в Башкирии, компания-установщик запросила за эту услугу около 3 миллионов у.е. Мы вынуждены были отказаться". Если объем доработок невелик, можно обойтись исключительно трудом собственных программистов.
Гуманитарий или "техник"?
Основу коллектива IT-отделов компаний составляют технические специалисты. Однако наибольшую ценность имеют специалисты, являющиеся одновременно и хорошими управленцами, и профессионалами в узкой технической области. В первую очередь при выпуске новых технических продуктов важно понимать, что грамотность внутренних клиентов – сотрудников других подразделений компании – с каждым годом повышается. И их желание получить детальные ответы на ряд специфических вопросов абсолютно оправданно.
И все же вопрос о соотношении компетенций руководителя и специалиста-"техника" остается спорным. Игорь Ашманов, глава консалтинговой IT-компании "Ашманов и партнеры", считает, что работу программистов способен координировать и гуманитарий. Даже лучше, если проект поручен именно хорошему управленцу, а не хорошему техническому специалисту. "Если в проекте разработчики играют первую скрипку, вероятность краха проекта высока. Верный признак такого положения – когда менеджер высокого уровня, непрограммист, с заметной неуверенностью рассказывает о том, что все идет нормально и текущий этап проекта представляет собой важные внутренние технические улучшения, которые на следующих этапах позволят осуществить прорыв. Нужно помнить, что разработчик программного продукта – это инженер, а в бизнесе высоких технологий выигрывают не инженеры, а бизнесмены и менеджеры". Впрочем, для компаний, профилем которых не являются исключительно IT-технологии, подобный дуализм специальности вовсе не так необходим. "Менеджеры нашей организации – гуманитарии, и потребности разбираться в программном обеспечении на уровне программистов у них, разумеется, нет", – объясняет Сергей Михеев.
Более того, бытует мнение, что самый лучший руководитель в подобных компаниях – это программист, окончивший гуманитарный факультет. "Я считаю, что оптимальное образование для программиста-прикладника в компании, которая не специализируется на IT-технологиях, – экономическое, – уверен Вадим Падейко. – Ремесло программиста освоить несложно, гораздо нужнее четко представлять стратегию развития компании, а также структуру рынка. Внедряемые финансовые программы и корпоративные системы призваны повысить отдачу от бизнес-процессов. Бизнес тут первичен, и об этом не следует забывать".
Статья получена: Клерк.Ру