Михаил Белянин
ИТ-служба мебельной компании «Феликс» привыкла полагаться на собственные силы, прибегая к услугам внешних консультантов лишь в исключительных случаях. Эта стратегия позволила сэкономить немало денег и дала сбой только однажды, когда из компании ушли все программисты, оставив ИТ-директора наедине с ERP-системой.
«Из старой системы мы выросли»
Компания «Феликс» работает на российском рынке офисной мебели уже 15 лет. Поначалу она поставляла продукцию нескольких десятков зарубежных и российских производителей, а в 1999 году открыла собственное производство. И на всех этапах ее развития программисты из ИТ-службы «Феликса» ни на минуту не оставались без работы.
За эти годы они не только внедрили несколько тиражных программ, автоматизируя на их базе быстрорастущий бизнес компании, но и сами написали многие тысячи строк программного кода. Руководители «Феликса» не любят сорить деньгами, поэтому к услугам сторонних ИТ-специалистов прибегали только в самых крайних случаях.
В 1997 году внутренняя ИТслужба компании внедрила информационную систему Navision Concorde XAL — с ее помощью было автоматизировано управление торговыми операциями. Сейчас руководитель подразделения информационно-аналитического обеспечения коммерческой деятельности «Феликса» Игорь Брижатый называет ее не иначе как «доисторической» (нестандартная СУБД, текстовые интерфейсы, напоминающие старые программы, работающие под MS DOS), но тогда она неплохо «легла» на торговые операции компании. Правда, не обошлось без многочисленных доработок системы. В бухгалтерии были установлены «Инфобухгалтер» и «1С: Бухгалтерия», которые до сих пор исправно работают. Менеджеры по работе с клиентами пользуются системой Sales Expert, а для производственных операций программисты «Феликса» написали программы сами. И хотя эти «самописки», считающие себестоимость по усеченным спецификациям, не умели составлять производственные планы и никак не стыковались с Concorde XAL, с этими недостатками в компании до поры до времени мирились.
Терпение кончилось три года назад, когда в развитии «Феликса» произошел резкий скачок: открылось много новых салонов (всего их 14 в Москве, два в Петербурге и еще 29 в регионах), существенно увеличилась дилерская сеть, выросло производство.
В состав компании сейчас входят две фабрики по выпуску офисной и гостиничной мебели в Подольске и Кожухове, отдельное производство мебели по индивидуальным заказам и даже собственный деревообрабатывающий комбинат «Жарковский» под Тверью.
«Самописки» в цехах стали вызывать все больше нареканий, начинала «тормозить» и Concorde XAL — с открытием каждого нового салона число пользователей информационной системы увеличивалось.
Раньше эту проблему решали, наращивая производительность аппаратных средств, но потом такие меры перестали приносить желаемые результаты. Кроме того, исчерпались возможности по масштабированию системы: в описании Concorde XAL утверждалось, что она позволяет поддерживать работу 250 пользователей, однако по опыту «Феликса» ее действительный потолок оказался вдвое ниже — 114 рабочих мест. «К 2003 году этот лимит мы полностью исчерпали,— резюмирует начальник информационно-аналитического отдела „Феликса” Евгений Кравцов.— Стало очевидно, что из старой системы мы выросли. Нужна была новая ERP-система минимум на 300 рабочих мест, которая поддерживала бы не только нашу торговлю, но и производство».
Баланс между торговлей и производством
Несмотря на привычку к самостоятельности в сфере ИТ, выбор новой ERP-системы в «Феликсе» решили доверить компании ИСКОН. Ее специалисты провели предпроектное обследование предприятия, описав его бизнес-процессы и сформулировав требования к информационной системе. Первый список из десяти продуктовпретендентов айтишники «Феликса» составили сами. «Мы рассматривали все известные на рынке системы, разной стоимости, разной функциональности»,— говорит Евгений Кравцов, показывая сохранившийся документ, на котором в столбцах таблички соседствуют такие разношерстные решения, как Oracle E - Business Suite и MAX, SyteLine и «Парус», JD Edwards и «Галактика». На втором этапе требования ужесточились. «Главное условие — система должна была поддерживать как наши торговые операции, так и производство,— рассказывает Игорь Брижатый.— Мы не могли себе позволить две разные системы. Кроме того, система должна была обладать мощным складским контуром». Поэтому в следующий этап конкурса не прошла, в частности, система SyteLine. Как объясняет ИТ-директор, при наличии очень мощного производственного контура и даже специализированного вертикального решения для мебельщиков она не подходила для автоматизации сложных торговых операций «Феликса». Выяснилось также, что не все системы способны работать на UNIX-оборудовании, используемом в компании.
Так из десяти систем сначала осталось шесть, а на последнем этапе — три: JD Edwards, «Парус» и Microsoft Axapta.
«JD Edwards обошлась бы нам дороже всего,— комментирует расклад Евгений Кравцов.— Выбери мы ее, затраты на закупку нового оборудования были бы очень высоки. Чаша весов уже склонялась к российскому „Парусу”, но после подробной презентации выяснилось, что у этой системы очень слабый производственный модуль. А ведь ее разработчики утверждали, что система поддерживает автоматизацию производства. И мы выбрали Axapta, покрывавшую все наши потребности— и торговые, и производственные».
По старой традиции внедрять ERP-систему в «Феликсе» решили самостоятельно. «Хотя у нас не было ни одного специалиста по Axapta, зато был опыт внедрения Navision Concorde и написания своих программ,— объясняет Евгений Кравцов.— Поэтому мы решили, что с задачей справимся».
Впрочем, общее управление проектом было доверено ИСКОНу, консультанты которого, уже хорошо изучившие бизнес-процессы компании, составили подробный почасовой план внедрения ERP-системы.
Вторым партнером по проекту стала компания Columbus IT Partner, с которой был заключен контракт на поставку лицензий на ПО, обучение и техническую поддержку. В начале проекта специалисты из Columbus регулярно консультировали программистов «Феликса» по телефону.
Аппетит приходит во время внедрения
По составленному ИСКОНом плану предполагалось начать с внедрения контура «Торговая деятельность», а уже потом переходить к автоматизации производства. Однако буквально перед самым стартом проекта в «Феликсе» решили изменить последовательность на обратную. Дело в том, что торговые операции Concorde XAL еще худо-бедно тянула, а вот «самописки» в производственных цехах уже еле справлялись со своими задачами.
Генеральный директор «Феликса» назначил проекту высший приоритет важности и стал его главным куратором.
Проектирование и настройка производственного контура велись с апреля по сентябрь 2003 года, после чего началась автоматизация фабрики в Подольске. При этом ERP-система охватила как цех серийного производства, так и участок позаказного производства, где изготавливалась мебель по индивидуальным проектам.
Время от времени ИТ-специалисты «Феликса» находили в программе ошибки. О них сообщали в Columbus, там их исправляли, в самых же трудных случаях обращались напрямую к вендору— в Microsoft Business Solutions . Но гораздо больше головной боли было с вводом в систему технологической информации по стотысячной номенклатуре мебели. Хотя часть этих данных хранилась в Concorde XAL, перекачать их из нее в СУБД Oracle (которую начали внедрять параллельно с Axapta) не удалось. Пришлось вбивать информацию вручную, и эта «интеллектуальная» работа заняла четыре месяца.
Чтобы быстрее запустить ERP в эксплуатацию, данные сначала ввели «крупным помолом». «Если бы мы углубились в детализацию, то завязли бы еще на несколько месяцев,— уверен Евгений Кравцов.— Поэтому всю детальную информацию мы решили вбивать уже после запуска Axapta. Но когда менеджеры начали получать первые отчеты из системы, они сразу потребовали: хотим еще! Аппетит ведь приходит во время еды. По просьбе директора одной из фабрик мы детализировали данные вплоть до каждого станка и винтика. А стандартные отчеты Axapta мы не используем вообще».
Детализация технологической базы позволила не только удовлетворить растущие запросы менеджеров, но и сократить затраты на материалы.
Незавершенное производство благодаря детализации уменьшилось примерно в три раза.
А по некоторым изделиям была даже пересчитана себестоимость. С начала 2004 года началось тиражирование производственного модуля в пяти цехах фабрики в Кожухове. В трех цехах айтишники «Феликса» работали сами, а в двух других, где технологические процессы сложнее, пришлось воспользоваться услугами консультантов ИСКОНа. До конца 2004 года волна автоматизации достигла и деревообрабатывающего комбината «Жарковский».
Программистам «Феликса» пришлось довольно сильно переписать производственный контур системы — этого требовала специфика мебельного производства, не отраженная в стандартной функциональности ERP. «Зачастую,— признается Игорь Брижатый,— легче было дописать „сверху” что-то свое, нежели разбираться в инструментарии Axapta». Также почти полностью были переписаны и пользовательские интерфейсы Axapta, чтобы максимально приблизить их к привычным интерфейсам Concorde XAL. И дело тут, по словам Игоря Брижатого, не в эстетике, а в психологии: «На этапе обучения нужно обязательно учитывать психологию менеджеров.
Они уже привыкли к старым интерфейсам». Новая ERP-система изменила жизнь диспетчеров, вводящих в нее информацию: вскоре после ее запуска было принято решение вывести их из подчинения производственников и отдать под крыло ИТ-службы. Всего в производственном модуле ERP-системы сейчас одновременно работают около 70 человек.
Настройка контура «Торговая деятельность» началась еще до ввода в эксплуатацию производственного модуля.
Автоматизировать торговлю начали с направления «Мебель по индивидуальным заказам».
Рабочие места системы были также установлены в управляющей компании и 13 салонахмагазинах. Главная проблема здесь заключалась в обучении ключевых пользователей системы: для этого их приходилось на несколько дней «выдергивать» из рабочего процесса, обучать после работы, в выходные дни.
В опытно-промышленную эксплуатацию первые торговые модули системы были введены в октябре 2005 года. Выявив на пилотном участке основные проблемы и научившись их решать, специалисты «Феликса» теперь тиражируют торговый контур на основное направление деятельности — продажу серийной мебели.
И уже очевидно, насколько новая ERP-система превосходит по возможностям старую. В Axapta, например, сотрудники Игоря Брижатого настраивают сейчас схему гибкой политики скидок для разных клиентов— в Concorde XAL такое реализовать было невозможно. Количество рабочих мест в торговом контуре Axapta уже превышает 130.
Пугающая новизна
Выступать в открытую против новой системы, внедрение которой курирует сам генеральный директор, никто, конечно, не решался, но тихого саботажа «Ахарта'BB, как ее называли поначалу некоторые пользователи, не избежала.
Некоторые сотрудники — в основном люди старшего возраста — просто боялись подойти к компьютеру. «Впрочем, среди таких саботажников попадались и совсем нестарые люди,— недоумевает Евгений Кравцов.— Мне представляется очень странным, когда молодой человек избегает чего-то нового. Но что поделать, есть такая категория людей, вполне довольных тем местом под солнцем, которое они занимают. Они отказываются от возможностей делать больше и, соответственно, больше зарабатывать, говоря, что им и так хватает.
Но даже таких метлой не гнали — их воспитывали. Ценных сотрудников, принявших новую ERP в штыки, переводили на другие участки работы».
Большое впечатление на рядовых сотрудников производили походы руководителей проекта «в народ», когда, приходя в цеха, они разговаривали со станочниками, объясняя, зачем нужна система, сколько сил и денег на нее потрачено.
«Все, с кем я разговаривал, наши аргументы принимали,— вспоминает Игорь Брижатый.— Особенно если разговор происходил в четыре часа ночи, ведь нужно было обойти все три смены — фабрики работают круглосуточно». Сейчас уже новую ERP-систему никто «Ахартой» не называет, а ИТ-директора рабочие фабрик за глаза стали величать «мистер Аксапта».
Неприятный сюрприз «мистеру Аксапте» преподнесли его подчиненные: выучившись работе с Axapta, зимой 2004 года айтишники положили на стол своему начальнику заявления об увольнении. Их расчет был точен: на хороших специалистов по этой ERP-системе, к тому же имеющих опыт работы на столь крупном проекте, спрос высок. Оставшись наедине с ERP-системой, ИТ-директор, вздохнув, принялся набирать новых специалистов. Уже на более высокие ставки. «Конечно, не хотелось бы, чтобы люди, сработавшись, уходили,— сетует Игорь Брижатый.— Но мы понимаем, что, набравшись опыта, специалисты начинают искать новое место для приложения своих знаний».
У новых программистов «Феликса» работы не меньше, чем у их предшественников.
Продолжается внедрение торгового модуля системы. Идет подготовка к внедрению CRM модуля Axapta . « Sales Expert — программа хорошая,— отмечает Евгений Кравцов,— но мы выросли из нее так же, как из Navision Concorde. Без мощного CRM ни одна компания не сможет сегодня занимать лидирующее положение на рынке».Статья получена: Клерк.Ру