Как и предсказывал Ъ, вчера шесть крупнейших российских электронных ритейлеров — «Эльдорадо», «Евросеть», «М. Видео», «Связной», «Техносила» и «Мир» — объявили об отказе от закупок продукции под маркой Panasonic. Официально сети объясняют бойкот не чрезмерно низкими отпускными ценами, установленными вендором для Media Markt, а тем, что производитель отказывается переходить на прямой импорт техники в Россию. В любом случае акция сетей уже вызвала недовольство Федеральной антимонопольной службы, которая считает, что их действия ограничивают конкуренцию на рынке электроники.
![]() Президент сети «Техносила» Вячеслав Зайцев (слева), вице-президент компании «М.
Видео» Александр Зайонц (в центре) и председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин (справа) на пресс-конференции руководителей ведущих российских сетей по продаже бытовой техники, электроники и средств связи. Пресс-конференция прошла в агентстве «Интерфакс». |
Как говорится в совместном заявлении шести компаний, все они со вчерашнего дня полностью прекращают закупки продукции под маркой Panasonic и будут распродавать складские остатки. «Данное решение было продиктовано недобросовестным, а подчас и незаконным ведением бизнеса компанией Panasonic на территории России»,- говорится в совместном заявлении ритейлеров. На пресс-конференции топ-менеджеры розничных сетей заявили, что российский офис Panasonic всячески препятствовал установлению прямого импорта товаров этой марки в Россию, завозил продукцию через посредников, использующих «серые» схемы поставок, не позволяя осуществлять поставки по прямым контрактам. Председатель совета директоров «Евросети» Евгений Чичваркин, в частности, заявил, что в «серых» схемах завоза телефонов DECT были заинтересованы менеджеры российского Panasonic и лично начальник телекоммуникационного подразделения Александр Вертунов. Господин Вертунов от комментариев отказался.
Восстановить закупки продукции Panasonic в сетях планируют не раньше, чем та откажется от услуг посреднических компаний и начнет самостоятельно завозить свою продукцию на территорию России. При этом ритейлеры не ждут, что отказ от Panasonic заметно повлияет на их продажи. По оценке президента «Эльдорадо» Игоря Яковлева, доля Panasonic в сегменте аудио- и видеотехники не превышает 5% рынка, бытовой техники — 1%. Характерно, что вчера объединившиеся против Panasonic ритейлеры отказались как-либо связывать свои действия с появлением в России немецкого ритейлера электроники Media Markt, магазины которого в Москве открылись на прошлой неделе. Напомним, как раз в магазинах Media Markt российские ритейлеры обнаружили продукцию Panasonic, отпускаемую, как они утверждали, по демпинговым ценам и ввезенную по «серым» схемам (см. вчерашний номер Ъ). В самом Panasonic также связывают действия ритейлеров с выходом на рынок Media Markt. «До сих пор у нас были совершенно нормальные взаимоотношения со всеми этими сетями. Просто нас сделали крайними в начавшейся демпинговой войне»,- заявил Ъ представитель компании. Он уверяет, что компания «не замешана в 'сером' импорте своей продукции в Россию».
Media Markt and Saturn — крупнейшая сеть магазинов электроники в Европе, входит в Metro Group. Включает более 400 магазинов, выручка в 2005 году — ?13,3 млрд. Эксперты также считают, что ритейлеры объединились именно против Media Markt. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что Media Markt даже с двумя магазинами в состоянии обрушить московский рынок электроники: «Media Markt продает DECT-телефоны ниже отпускной цены на 6%, фактически компания работает себе в убыток. Однако Media Markt могут себе это позволить, поскольку за ними стоит мощный финансовый ресурс в лице материнской Metro Group». «Российские сети в 2006 году работают с рентабельностью 23—25%. В Европе этот показатель составляет 4—7%. У Media Markt в зависимости от рыка рентабельность колеблется от 5 до 20%. Если он даже будет работать в России с рентабельностью 8—9%, сократится доходность всех российских розничных сетей»,- отмечает управляющий партнер консалтингового агентства MOST marketing Виктор Ларионов. «Media Markt располагает панъевропейскими контрактами со всеми производителями и может требовать большие скидки, чем российские сети. Поэтому для российских сетей сейчас важно нанести упреждающий удар, показать производителям, что они тоже представляют реальную силу»,- говорит исполнительный директор дистрибуторской компании «Арконада» Евгений Тимофеев.
Впрочем, возможно, российским ритейлерам придется вернуть Panasonic на прилавки своих магазинов. Вчера вечером Федеральная антимонопольная служба распространила официальное сообщение по итогам встречи с руководством российского Media Markt. Действия российских сетей «могут содержать признаки нарушения закона 'О защите конкуренции'", говорится в сообщении ведомства. Представитель ФАС Марина Саранская сказала, что в ближайшее время чиновники встретятся со всеми участниками конфликта, после чего примут решение о том, возбуждать ли дело против шести ритейлеров. Глава российского Media Markt Збигнев Здулечны отказался от комментариев, сославшись на то, что не присутствовал на встрече с ФАС.