Итак, главной идеей, принесенной М.Монтессори в научный мир, по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, является свобода ребенка в его самопроизвольных непосредственных проявлениях. Наличие определенной организации среды, или обстановки, площадки для игр, сада и участка земли для ухода за растениями, а также самое широкое применение метода наблюдения со стороны педагога, находящегося в группе. Монтессори-учитель значительно отличается от привычного наставника, занимающего обычно ведущую и во многом определяющую роль в процессе воспитания ребенка.
М.Монтессори полностью уничтожила громоздкую классную мебель и учительскую кафедру: ученик больше не должен сидеть неподвижно на уроке и пассивно слушать воспитателя. – В этих внешних переменах скрывается глубочайший смысл, переворот. - Ребенку предоставляется свобода проявлений и действий в соответствии со своими естественными наклонностями. Перед М.Монтессори возникает новая проблема – организация среды, - которую она решает очень успешно, создав внешний обучающий материал для этой деятельности. Она тщательно подбирает его, наблюдая за детьми и, учитывая, что именно нравится детям, что им интересно, подбирает цвета: цвет становится совершенно новым носителем информации в процессе обучения. Были использованы простые предметы для игр, направляющие деятельность ребенка на то, чтобы он пользовался всеми этими предметами, приводил их в порядок и самостоятельно ставил на место. Не беда, если стул, пусть даже и легкий, будет неосторожно опрокинут с шумом на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости, так он будет учиться управлять своими движениями.
В прежней системе доказательствами усвоенной дисциплины служили неподвижность и тишина, полностью сковывая движения и препятствуя развитию грации и уверенности. – Самое большое открытие М.Монтессори и состояло в понимании этой потребности ребенка в практической и психической деятельности, не ограниченной требованиями взрослого и его личных представлений в рамках какой-то педагогической системы. В соответствии с новой системой ребенок сам выбирает материал своей деятельности и делает с ним то, что велит его творческий дух. Было понято, что не может быть умственного развития без упражнения и упражнения без предмета деятельности, без внешнего материала. А выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста. Руководимая инстинктом деятельность развивается с большой энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления выполняют то, что учителю даже и не снилось от них требовать. Нужно лишь одно: предоставить ребенка самому себе, не препятствовать в его выборе и самостоятельной работе. И, как это ни парадоксально, ребенок, не смотря на отсутствие влияния и активной помощи взрослого, и в области усвоения культуры взрослых делает большие успехи.
Другое открытие – возраст с 4 до 5 лет является самым подходящим для обучения чтению.
И это их на столько развивает, что подготовленные таким образом, именно с четырех до пяти лет, обладают способностями школьников второго года обучения.
М.Монтессори говорила: «Человеческое существо нельзя привести к исполнению его естественного назначения, - можно лишь дать ему в детском возрасте средства развития, свободу и возможность самим дойти туда, куда их ведет природа». По ее методу ребенок получает индивидуальное развитие, хотя и составляет часть класса (в классе должен быть один комплект игр для всех). Задача же педагога (воспитателя) - оставаться в стороне и не мешать ребенку в его деятельности, а лишь направлять и доставлять информацию, наблюдать и помогать.
О дисциплине.
Автор метода также совершенно по-иному смотрела и на дисциплину. По ее мнению ученик класса-«молчаливый паралитик» - это вариант уничтожения личности. Нужна совершенно иная форма дисциплины – активная, которую она называла самоорганизацией. По своему характеру она не ограничивается школьной средой, а распространяется и на социальную среду. Свобода ребенка должна ограничиваться только в тех случаях, когда это касается коллективных интересов в форме, которую мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других, или что носит характер грубого и невежественного поступка. Все же остальное должно быть позволено. Такая «активная дисциплина» делает ребенка хозяином собственного поведения на всю оставшуюся жизнь – ребенок будет готов не только к школе, но и к жизни!
Мы не можем даже и представить себе всех последствий подавления и заглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает обнаруживать первые психические проявления своей жизни. Эти первые проявления личности мы должны благоговейно уважать, именно в этом юном возрасте человечность проявляется в нем во всем своем блеске. Поэтому старайтесь не мешать, не задерживать самопроизвольных движений юной души и не навязывать ей произвольных задач. И новая роль воспитателя лишь с виду пассивна, она подобна работе астронома, сидящего у телескопа, в то время как в пространстве вращаются миры. Он должен наблюдать и понимать, не вмешиваясь. Помните. Что когда мы делаем что-то вместо детей или чрезмерно помогаем им в чем-то, мы притупляем и уничтожаем их инициативность, любознательность и самостоятельность. Но одновременно с этим, давая ребенку свободу, нужно с безусловной строгостью останавливать и подавлять все, чего ему нельзя делать, - для того, чтобы он учился ясно отличать добро от зла, и – вот отправная точка для дисциплины. Потому что наша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда и добра. Не переставая М.Монтессори говорила учителям: все педагогическое вмешательство должно сводиться к развитию в ребенке самостоятельности.
О самостоятельности.
М.Монтессори убеждена в том, что человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. Именно поэтому в возрасте трех лет ребенок должен проявлять уже значительную самостоятельность и свободу (если мы сами еще не вполне способны усвоить высокую идею самостоятельности, то это лишь потому, что мы все еще живем в порабощающих социальных формах). Понятие свободы было искажено и затемнено еще в эпоху рабства. И сейчас мы еще находимся на стадии развития цивилизации, которая нуждается в прислуге. И последствием этого является закрепление в детской психике нравственной приниженности. Нация, принимающая идею рабства, и полагающая, что пользоваться услугами ближнего есть преимущество, живет идеей угодливости. Мы легкомысленно легко относимся к угодливости, называя ее красивыми именами «вежливость», «деликатность», «помощь» и «доброта». Самостоятельность и самодостаточность – вот фундамент достоинства человека.
Поэтому все педагогические усилия должны быть объединены идеей воспитания в духе самостоятельности и независимости. Мы должны развивать в детях умение достигать своих индивидуальных целей и желаний самостоятельно. Обыкновенно же в воспитании и заботе о детях присутствует акт угодливости со стороны взрослых, и это прямой вред, так как этим можно заглушить их полезную, самостоятельную деятельность.
Действительно, помочь ребенку легче, чем его научить, но это крайне плохо для него, это тормозит его жизнедеятельность. Пагубность раболепства и зависимости, как черт характера, не только в бесполезном «прожигании жизни», культивирующем беспомощность, но и в развитии черт, слишком ясно свидетельствующих о вырождении и извращении нормальной человеческой натуры: властность, эгоизм и деспотизм.. Последний развивается рука об руку с беспомощностью и может служить внешним признаком тех, кто существует трудом других людей.