Потом приходит один, кто этого не знает… вот он и делает открытие.
Эйнштейн
Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Серые личности не в моде, а творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.
В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о зарытых талантах. А ведь действительно многие закапывают свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами (помощи в нужное время не было, никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве). Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут своей обыденной жизнью, не найдя своё место в ней и себе должное применение, а значит и счастье своё не находят. А ведь жизнь могла бы быть совсем иной, если бы кто-то (родители, родственники, учителя) хотя бы попытался посмотреть на то, что может быть скрытым, ведь занимаются только теми детьми, которые сами проявляют себя. Хотите ли вы такой же судьбы и для вашего ребёнка, или желаете, что бы он «нашёл себя» в этом огромном мире? Наверняка, что вы ответите – «да». Может, ваше дитя с самых пелёнок проявило себя в чём-то, а может, и нет. Только запомните одно простое правило – бездарных детей нет, есть не раскрытые дети, и раскрыть их порой не лёгкая задача.
Хорошо подумайте, хотите ли вы, что бы именно ваш ребёнок стал творческой личностью (не просто реализовал себя), ведь это значит быть не таким как все. Все творческие личности – это взрослые дети, им свойственны детские качества, в том смысле, что они смотрят на мир как дети. Наиболее характерными качествами творческого человека является то, что им не свойственен конформизм, именно независимость суждений даёт возможность находить пути, по которым боятся ходить другие. И хотя творческие личности пользуются определённой популярностью, однако им трудно входить в жизнь социальной группы, которая предъявляет к своим членам определённые требования. Они навсегда могут остаться белыми воронами не принятыми своей группой, а могут умело маскироваться, делая вид, что подчиняются правилам социума. Такие белые вороны видят друг друга издалека, чувствуют родственную душу, а это значит, что одиночество не обязательно их удел. Творческие личности принимают общепризнанные ценности только тогда, когда они совпадают с их собственными, они не принимают догматы. Для них характерно наличие своей собственной системы ценностей и своих мотивов. Поскольку в каждом из нас живёт ребёнок, а в творческих людях он не спит, а бодрствует, то такие люди любят разнообразные игры, а их голове сумбур из необычных причуд и идей. Эти люди пытаются воплотить свои идеи и замыслы в жизнь, и самое интересное то, что у них это получается!
Большинство детей имеют эти черты, но во многих детях, как говорил Антуан де Сент-Экзюпери, «убивают Моцарта». Если же вы хотите для вашего ребёнка чего-то больше чем «дом – семья – работа», то нужно его раскрыть (если это ещё не сделано), поддерживать стремление к творчеству и развивать творческое мышление.
Интеллектуалами, как и творцами не рождаются, однако свои способности можно развивать. Чем раньше талант начнёт появляться, тем в большей степени он разовьётся и ярче засияет, поэтому таланты лучше всего выявлять ещё в детском возрасте ( в сенситивный период), хотя и у взрослых тоже можно, лучше поздно, чем никогда. Творческое мышление - это особый вид мышления, который свойственен творцам, однако его можно выработать и в обычном человеке (начиная с любого возраста) даже если он рационалист до мозга костей.
Прежде чем рассказать о практических способах развития творческого мышления, давайте сначала разберёмся, что оно из себя представляет. Во-первых, это не банальное мышление, а некий синтез сферы сознательного (логики) и бессознательного (абсурда). Это необычное решение, новый взгляд на вещи, оригинальные ответы. Главную роль в процессе творческого мышления играет интуиция. Оно имеет ряд особенностей:
- оно пластично, предполагает множество решений, в то время как обычное одно - два;
- оно подвижно, то есть не составляет труда от одного аспекта проблемы перейти к другому, нет ограниченности, единственной точки зрения;
- оно быстро, то есть велико количество идей за единицу времени;
- оно оригинально, порождает необыкновенные решения;
- связано с целостным виденьем всех связей и зависимостей, которые не видны во время логического анализа.
Согласитесь, что иметь творческое мышление, это не так уж и плохо.
Итак, для того чтобы развить в ребёнке, а заодно и в себе творческое мышление, придумайте или возьмите реально существующую проблему, задачу и решите её обычным способом, то есть так, как вы бы сделали в повседневной жизни. А теперь попытайтесь решить эту проблему, используя творческий подход, это очень интересно. Для начала нужно точно сформулировать вопрос (проблему), который нужно решить. Теперь долго и сознательно ищите ответ, перебирая все варианты решения (с подобным вы уже сталкивались, когда искали выход из трудных ситуаций). Очень тщательно обдумывайте решения, доведите себя до предела, что бы в голову уже просто ничего не лезло – всё больше не могу! Теперь оставьте на время этот вопрос (проблему), просто перестаньте думать о ней и займитесь чем угодно. В то время как вы больше не думаете о поиске ответа, ваш мозг продолжает работать над этим в области подсознания, то есть это скрытый период (инкубационный). Велика народная мудрость: «Утро вечера мудренее». Ведь в это время (и во время сна тоже) происходит комбинация всевозможных ответов, именно неожиданная комбинация – это гениальная идея. Ведь сознание критично (это у психически больных людей отсутствует здравая критика), поэтому оно и ограничено, бессознательное же не имеет границ. Вспомните, все великие люди были немножко не в себе. Когда в вашей голове или в голове вашего ребёнка созреет ответ, к вам придет решение вопроса в виде озарения, внезапного и ясного. Один раз решите подобным образом какой-то вопрос вместе с ребёнком, объяснив потом, что именно произошло, что бы он запомнил сам принцип и в дальнейшем мог пользоваться этим способом самостоятельно и в разных ситуациях.
Знаете ли вы, что развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Это тот опыт, который будет использовать его мозг в процессе творчества, и чем богаче этот опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций можно построить.
Кроме того, существуют и конкретные приёмы творческого мышления, которым можно учить ребёнка. Давайте рассмотрим их более подробно.
Основой парадоксального мышления является умение находить противоположности. Возьмите любой предмет или явление и поищите в них противоположные свойства. Объедините то, что вы нашли, и вы можете открыть новые неожиданные свойства в банальных предметах и явлениях.
Ещё одним методом является приём переформулировки, но для этого ребёнок должен для начала научиться хорошо определять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также уметь определять какие из них являются существенными, а какие нет.
Метод перекомбинирования довольно прост и заключается в том, что надо объединить несколько предметов таким образом, чтобы получить что-то принципиально новое. Также можно объединять свойства, признаки и характеристики. Усложняя задачу, можно изменять сразу несколько свойств, комбинировать идеи, образы и явления.
Для развития творческого мышления довольно часто применяется метод аналогий, суть которого в том, что обобщаются некоторые свойства и признаки в одних предметах, а затем подобное ищется и в других.
Ассоциации применяются при установлении связи между разными понятиями или идеями. Самым сложным является установление такой связи между отдалёнными или вообще никоим образом не связанными между собой понятиями. Однако в большинстве случаев именно в процессе нахождения подобных связей человек делает открытие.
Метод разворота заключается в том, что бы перевернуть ситуацию на 180° и начать решать абсолютно противоположную данной ситуацию.
Метод матрёшки учит, что нужно искать более широкий принцип, по отношению к которому твоя проблема лишь частный случай.
Метод «около» состоит в том, что штудирование проблемы происходит не в лоб, а окольными путями. Занимаясь побочными задачами, надеяться на то, что «крепость» окажется уязвимой, или на то, что основная задача решается подобным образом.
Также вы можете попытаться войти в образ предмета задач и порассуждать с его точки зрения. Или же войдите в образ какого-либо сказочного персонажа, и пусть он решит вашу задачу, то есть вы посмотрите на проблему другими глазами.
Как видите, практических приёмов творческого решения проблем довольно таки много, и для того, чтобы обучить им ребёнка вам не помешает самим их испробовать. Ну, например, что можно сделать с телефоном красного цвета? Подумайте и дайте оригинальный ответ, а не банальное решение – по нему можно звонить.
На творческое мышление очень благотворно влияет фантазирование и умение расслабляться, поэтому выделяйте себе время, что бы помечтать. Освобождайтесь от шаблонов, перестаньте мыслить как все.
Если у вас есть или появиться проблема, в которой есть свои «за» и «против», и вы не можете прийти к правильному, или лучшему решению, то первое, что вам надо сделать, это довести себя до такого состояния, когда все «за» и все «против» будут известны наизусть. Затем уже пусть поработает ваше подсознание и интуиция.
Последнее что хотелось бы отметить - это то, что творческое мышление нужно постоянно стимулировать и практиковать, а не пользоваться им от случая к случаю. Также нужно научиться ясно представлять свои проблемы и цели, дело в том, что чёткая постановка проблемы мобилизирует подсознательное мышление. Если в голову пришла какая-то идея, её нужно сразу же записать, а то потом забудете, или вспомните её уже в слегка измененном виде, а это может оказаться существенным.
Что же на этой ноте хочется пожелать вам творческих успехов в воспитании вашего ребёнка и развитии у него творческого мышления