В детстве левшами являются очень многие. Но заботливые родители стараются во что бы то ни стало переучить своего ребенка, упростив, как им кажется, его дальнейшую жизнь. Но стоит ли это делать? И как такое переучивание может отразится на ребенке?
Денис рисовал как дышал – свободно, естественно, а главное – с большой охотой.
Очень любил он это занятие. И получалось у него совсем неплохо – в свои пять лет он явно тянул на вундеркинда.
Но однажды произошло неожиданное: мальчишка забросил в угол очередной альбом и сказал, что рисовать он не умеет и больше не будет никогда.
Причина со стороны выглядела необычно. Дело в том, что рисовал Дениска левой рукой. Всегда только левой, причем очень легко. Переложит мама карандаш в правую, покажет, «как правильно», и мальчик в первую минуту даже вроде бы послушно старается, но карандаш сам собой тут же оказывается в левой руке. Потом малыш начинал капризничать, а если мама решительно настаивала на своем, то он становился совершенно неуправляемым. И вот в таком-то состоянии, злой и капризный, он и швырнул свой любимый альбом вместе с карандашами в дальний угол. И больше действительно за него не брался, – рисование перестало доставлять ему удовольствие.
Беспокойство и настойчивость мамы понятны: ребенок не только рисовал, но и многое другое делал исключительно левой рукой. Пока маленький, считала мама, надо срочно его переучить, чтобы был «как все». Но маленький упрямец не поддавался ни на уговоры, ни на более решительные меры. Характер ребенка явно портился, ситуация выходила из-под контроля.
А все дело в том, что Денис и в самом деле был левшой, – таким создала его природа, и это было его естественным свойством.
Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий. Каждое из них отвечает за свои функции. Зачастую одно из них «перевешивает», и это сказывается на свойствах личности. Личность «левополушарная» скорее всего станет инженером или математиком, – во всяком случае, такой человек будет мыслить логически, будет уметь все «раскладывать по полочкам», рассуждать и анализировать. Зато из «правополушарных» чаще всего получаются натуры художественные, творческие, так как они мыслят образами и общими понятиями. На самом деле в жизни чаще всего в человеке все более или менее уравновешено, присутствуют и те и другие черты, перевесы бывают невелики, и потому подобные крайности в развитии личности не так уж часто встречаются.
Помимо многого прочего отвечают полушария и за работу рук, причем левое – за правую руку, а правое – за левую, так уж устроена наша нервная система. И если правое полушарие будет сильно доминировать, то очень может быть, что из двух рук именно левая станет ведущей.
Однако все «правые» и «левые» свойства полушарий не присущи человеку изначально, они развиваются потом, позже, а рождаясь на свет, человек имеет... два правых полушария. Этому есть свои объяснения: правополушарные свойства имеют более древнее происхождение, тогда как левополушарные свойства человечество обрело гораздо позже.
Но для нас сейчас важно другое: маленький ребенок по природе своей правополушарен – со всеми вытекающими отсюда последствиями. И только примерно к трем годам, когда малыш начнет осознавать себя, начнет говорить, левое полушарие его мозга постепенно будет осваивать соответствующие ему функции. Вот к этому времени, к трем годам, и станет окончательно ясно, какой руке ваш малыш отдает предпочтение. Если его левое полушарие развивается медленнее, не так интенсивно, как правое, то вполне вероятно, что ведущей у него станет левая рука, управляемая, как уже сказано, правым полушарием. Это бывает не так уж часто, но если так случилось, то надо просто понять, что само по себе это не плохо и не хорошо, – это просто по-другому. Еще сравнительно недавно педагоги и медики считали необходимым вмешиваться в природу: и в школе, и дома каждого маленького левшу упорно «исправляли». И, как правило, добивались результатов, не обращая внимания на то, что при этом меняется сама личность ребенка: он словно бы «гаснет», становится безразличным, либо, наоборот, нервным и раздражительным.
Постепенно практика показала, что от подобного «исправления» куда больше вреда, чем пользы. Так что же делать, как помочь такому ребенку? Прежде всего, если вы все-таки полны решимости исправить леворукость малыша, то делать это надо сразу, в три года и не позже, тогда это исправление ребенок перенесет с минимальными потерями. И все же лучше не идти против природы, а стараться следовать ей. Просто родителям надо серьезно отнестись к особенностям развивающейся личности своего малыша и максимально их учитывать. Это не так уж трудно, поскольку такие дети очень контактны и общительны.
Прежде всего, постарайтесь создать благоприятный климат в семье. Помните, что у вашего малыша повышенный уровень эмоциональности, а это значит, что любые эмоции, и отрицательные, и положительные, он воспринимает острее, чем другие дети. Сухость, педантичность в воспитании, избыток умных нравоучений – не для него, теплотой, доброжелательностью и внимательностью вы добьетесь гораздо большего.
Никогда, ни при каких обстоятельствах не укоряйте вашего ребенка за «леворукость», наоборот, объясняйте ему, да и всем остальным, что в этом нет ничего необычного, что таких людей много и это нормально. Нет ничего хуже в такой ситуации, чем насмешки, особенно при других людях. Помните, что чувство непригодности, отверженности – прямой путь к неврозам, заиканию, энурезу и прочим подобным неприятностям.
Да, ребенок-левша, как правило, капризен, его настроение быстро и подчас непредсказуемо меняется: то он – сама доверчивость и непосредственность, улыбается как ясное солнышко, то плаксив или зол и может даже впадать в ярость. И часто – очень упрям, эта черта левшам вообще свойственна. Такой малыш может плохо произносить те или иные звуки, ему труднее, чем сверстникам, научиться читать и писать, и это может сказаться на учебе в первом классе. Зато рисовать и лепить, выдумывая при этом что-нибудь необыкновенное, он умеет лучше своих сверстников. И занятия музыкой ему легко даются, нередко именно левши обладают абсолютным слухом. А главное – все это он делает очень эмоционально, с чувством. Вот и нужно помогать ему развиваться в естественных для него направлениях. Любое противодействие здесь приведет к срывам, разочарованиям и в конечном счете к тому, что малыш будет хуже развиваться.
Например, родители стараются, как теперь принято, обучать маленького левшу еще до школы хорошо читать и писать, а часто еще и навязывают ему занятия иностранным языком. Между тем, как уже было сказано, это как раз то, что в раннем возрасте таким детям плохо дается. Результат: и малыш, и родители утверждаются во мнении, что он ни на что не способен, заведомый «двоечник». И с такой заниженной самооценкой маленькому человеку предстоит отныне жить.
Вместо этого вовремя заметьте его успехи в музыке или рисовании, постарайтесь создать условия для подобных занятий и тут уж не забывайте хвалить малыша за любую самую маленькую удачу. Вот только не стоит стараться сделать из него вундеркинда, – проблем с ним и без того хватает, и завышенные требования для него не годятся. Не заостряйте внимания на его частом упрямстве – можно ведь и отвлечь его чем-нибудь в такую минуту. К тому же это упрямство со временем может превратиться в упорство и настойчивость, что уже само по себе хорошо, – вспомним Левшу – мастера, подковавшего блоху...
Статья получена: www.Mamochka.kz