Им сложно писать правой рукой, неудобно открывать двери, трудно водить машину и управляться с самой разной производственной и бытовой техникой, эргономика которой ориентирована на правшей. Конечно, леворукие все равно постепенно сами переучиваются, а точнее – как-то приспосабливаются.
Сколько раз приходилось слышать: «Я вообще-то левша, но пишу правой».
Значит ли это, что родители, воспитатели яслей и детсадов, школьные учителя, не желающие возиться с переучиванием леворуких детей, в какой-то мере ответственны за все те мытарства, которые будут сопровождать несчастного левшу всю жизнь? Вопрос очень и очень непростой...
Ведь переучив ребенка на другую руку, педагог может заложить в него мину замедленного действия: по сути дела, он замахивается на то, что предопределено самой природой. К тому же леворукость – только одно из проявлений так называемого левшества, есть и другие особенности, не имеющие отношения к работе руками. Педагог, который терпимо относится к тому, что ребенок пишет левой, скорее всего, будет безжалостно искоренять «зеркальное» письмо. Однажды я спросил знакомого дефектолога, а не подавим ли мы частичку индивидуальности в ребенке, отучив его от «зеркальности»? Ответ был категоричен: «Письменная речь дана человеку для того, чтобы его понимали. А кто же поймет человека, который пишет зеркально?» Что тут возразишь.
Опыт консультирования в центрах социально-педагогической реабилитации детей убеждает в том, что среди учеников, которым трудно дается школьное обучение, левшей раза в 2 - 3 больше, чем правшей.
Вот типичный случай. Мама приводит на прием 13-летнюю дочь с одной лишь жалобой: «Как только надо идти в школу, у нее повышается температура». Самое удивительное – ребенок хорошо учится. При осмотре выявляются признаки левшества. Что тут можно посоветовать? Мой врачебный опыт показывает: сколько бы ни убеждали такого ребенка, что температура поднимается лишь потому, что он не хочет идти в школу, никакого прогресса добиться не удается. Помогут только «обходные» маневры.
Накопленные к настоящему времени данные показывают, что огромное количество проблем со здоровьем можно понять только исследуя особенности межполушарных взаимодействий. Тут и психосоматические заболевания, и отклонения в сексуальном поведении, и, возможно, такое тяжелое и трудноизлечимое заболевание, как анорексия.
Увы, объем исследований по изучению психической асимметрии весьма невелик. И меня очень беспокоит тенденция современных педагогов решить все сложные вопросы раз и навсегда. От ученых они требуют на вопрос: переучивать или не переучивать левшей? - ответить с армейской четкостью. Однозначного и единственно верного ответа пока, к сожалению, нет.
P.S. Утверждение о некой ущербности леворуких опровергает хотя бы тот факт, что левшами были Микеланджело, Александр Македонский, Наполеон, Пикассо, Чарли Чаплин и многие другие одаренные люди. Но в то же время этот факт вовсе не свидетельствует о том, что среди левшей таланты встречаются чаще, чем среди правшей.
Статья получена: www.Mamochka.kz