Несколько слов в защиту пеленки
Часто в советах для молодых родителей можно прочитать, что пеленание ребенка тормозит развитие у него осязания. Причем уверяют, что это мнение педиатров и детских психологов и именно психологи советуют не пеленать ребенка. Нам, как специалистам по уходу очень сомнительно, чтобы грамотный психолог не знал физиологию и возрастную психологию ребенка и мог так заблуждаться. Скорее всего, это неправильно интерпретированные рекомендации психолога. Удивление вызывает и постоянное описание пеленания, как процедуры насилия над личностью, эдакого “связывания” ребенка, который так хочет двигаться!
Создается впечатление, что ребенок уже бегает, а его все пеленают и пеленают… Такую нелогичную картину могут себе рисовать только люди, которые совершенно не представляют, как выглядит новорожденный, как он себя ведет и зачем ему пеленка, а также когда и у каких народов она применялась.
Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя, таким образом, свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства – они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.
После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие не скоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют “вскидываниями”. Во время “вскидываний” ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Это очень хорошо видно, если понаблюдать за новорожденным. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой.
После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет “вскидываться”, переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются сильной реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых “вскидываниях” развитие осязания существенно замедляется.
Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел “вскинуться” и испугаться.
Что из современных методов содержания и обращения с малышом этому способствует:
· НОШЕНИЕ НА РУКАХ
Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует “вскидываниям”. Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.
Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы, до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.
· СВОБОДНОЕ ПЕЛЕНАНИЕ
Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от “вскидываний” и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами.
Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Количество сенсорных стимулов в пеленке ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т.д. основное ее назначение – создавать иллюзию опоры, но не стеснять естественные движения, ограничивая их только в области плечевых суставов (как это и было в матке). Свободно спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют “вскидывания” до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании.
В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где температурные условия и обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время обычной ежедневной работы. Одновременно с наличием пеленки у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого.
Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать свободно, или считающие свободным пеленание “под ручки”, совершенно не видят преимуществ в пеленании, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав, свое “сопротивляющееся” чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того чтобы оставить все как есть и позволить ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, добиваясь, чтобы он не смог вытащить руки. И невдомек ей, бедной, что так и должен делать ребенок, если ему уже больше 7 дней. И конечно, если спеленатого ребенка вместо удобного уютного покачивающегося “гнездышка” кладут на жесткую громадную кровать, он будет протестовать. А родители совершенно справедливый протест ребенка, переносят на свои неудачи в пеленании и воспринимают как протест против пеленки. Так кому же неудобна пеленка, ребенку или его бестолковым родителям?
Что НЕ будет способствовать развитию осязания?
· РАСПАШОНКА С ЗАШИТЫМИ РУЧКАМИ.
Из множества осязательных стимулов такая распашонка дает только один – ощущение распашонки – всюду одна и та же тряпка, причем форма ее не меняется, она никуда не девается при усилении и ослаблении движений – то есть никакого разнообразия!
Такие распашонки придуманы якобы ради того, чтобы младенец не расцарапал себе лицо при беспорядочных движениях ручками. Однако если младенец находится у мамы на руках – то он и так ничего себе не расцарапает, даже если будет совсем без распашонки. Если же младенец лежит без мамы, то любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, и долго он так не пролежит, движения рук будут будить малыша и его сон будет беспокоен. Следовательно, руки в этом случае лучше запеленать – тогда он точно ничего себе не расцарапает. Когда же малыш перестает бояться своих рук, то он перестает и царапаться… Поэтому необходимость применения таких распашонок сильно преувеличена, и оправдать ее можно только в детской палате медучреждения.
· ТУГОЕ ПЕЛЕНАНИЕ
Сейчас даже в семьях, которые соблюдают традиции, среди городских жителей вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Правильно использовать тугое свивание в современных городских условиях может только специалист, владеющий этим методом, способный оценить уместность и своевременность такой меры и способный научить этому родителей. Но в процессе забывания значения тугого свивания ребенка сложилось впечатление, что всех детей в деревне варварски туго пеленали. Сейчас чаще всего под “тугим” понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время “вскидываний”, но оно же провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка. Безусловно, такое обращение никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов здесь минимально, ответных реакций на них еще меньше и советы “грамотных” бабушек “чтобы ножки были ровными” или “чтобы спал спокойнее” не могут служить оправданием для такого насилия. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
· ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ПЕЛЕНАНИЯ
Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном для него пространстве, испытывая панику и ужас, и даже задевая свое тело, не успевает адекватно реагировать, потому что как мы помним, состояние паники это самая мощная реакция, заглушающая все остальные. Раз нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а, заснув, он легко будит себя руками.
Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены надевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела – самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться, практически не могут – все спрятано в многочисленных одежках.
Таким образом, для наилучшего развития осязания у новорожденного разумным будет сочетание двух взаимно дополняющих приемов – все время, что ребенок находится на руках у мамы или другого взрослого, он может быть минимально одет, потому что согрет теплом человеческого тела и получает максимум сенсорных стимулов; а когда ребенка откладывают, он должен быть свободно спеленут, и иметь возможность получать те же стимулы под защитой пеленки.
Возраст для прекращения пеленания каждого ребенка различен, одни благополучно прощаются с пеленкой в 3 недели, другие – в 6 месяцев. Критерием продолжительности пеленания может быть наличие или отсутствие “вскидываний”. Если ребенок вскидывается – пеленка на время сна ему еще нужна, спит спокойно – необходимости нет.
Ребенок, вовремя расставшийся с пеленкой, обычно имеет уже уверенность и координацию движений, позволяющую по-разному реагировать на различные сенсорные стимулы. Причем кожа ног для него такой же источник информации, что и кожа рук. Главным условием продолжения развития осязания на этом этапе является отсутствие одежды на ногах, другими словами отсутствие штанов и ползунков. Ножки ребенка должны получать информацию об окружающем, также как и руки. Однако для нормального развития важно получать эту информацию всей поверхностью кожи, а не ограничиваться небольшим участком подошвы. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности воспринимать многочисленные сенсорные стимулы.
Подходящая одежда для малыша такого возраста – кофточка, рубашечка и больше ничего. Для тех мам, которые по-другому не умеют, берегут свою мебель или ковровое покрытие, необходим еще и памперс. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Дети оказываются предоставлены сами себе на очень небольшие промежутки времени, за которые не успевают замерзнуть даже зимой и после этого легко восстанавливают свое тепло, прижавшись к телу взрослого. А вот мамы, привыкшие регулярно и надолго откладывать бодрствующих детей, практически приходят к необходимости надевать на них штаны – так, мол, теплее и эстетичнее, да еще и носочки на каждую ножку, а то они мерзнут!
Если родители слишком рано отказываются от пеленания, они быстрее начинают злоупотреблять ползунками и носочками, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы все время находится совсем без одежды, он мерзнет. Впоследствии, родители уже настолько привыкают следить “чтобы ножки были теплыми”, что ребенок, которого не пеленали, как правило, в возрасте 3 месяцев, оказывается во время бодрствования одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник. Сокращая число внешних стимулов, мешая формированию соответствующих реакций, препятствуя накоплению полезной и нужной для его развития информации, родители часто искренне уверены, что подчиняются желаниям ребенка и ничем не насилуют его свободу!
Складывается парадоксальная картина. Прекрасная идея – давайте воспитывать ребенка без насилия и дадим ему максимум стимулов для развития. Однако, реализуя эту идею, взрослые прямолинейно переносят собственные чувства и переживания на внутренний мир ребенка, не учитывая ни его физиологических особенностей, ни его психологических потребностей. Считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и одиноко лежащего на огромной кровати маленького беспомощного человечка – проявлением свободы личности. Только за чью свободу здесь бьются? Родители, прикрываясь заботой о ребенке, стремятся поскорей освободиться от неэстетичных пеленок, напяливают на него модные штанишки и костюмчики. Может, не будем так быстро сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования и позаботимся о реальных потребностях ребенка.