Она же будет самой мелкой в классе. Нет, думаю, она к школе пока не готова»
Для многих родителей вопрос готовности ребенка к школе чрезвычайно актуален и малопонятен. Какой критерий самый важный: возраст, здоровье, уровень знаний, физическое развитие или что-то еще? Как разобраться самостоятельно, к кому бежать за помощью?
Здоровье – основа всего. Первое, на что вы должны ориентироваться – это здоровье малыша. Серьезно задумайтесь о том, стоит ли вести в школу с 6 лет вашего ребенка, если у него имеются хронические заболевания или он перенес тяжелую болезнь на протяжении последнего года, болеет 4 раза в году и более. Детей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, необходимо проконсультировать с педиатром, врачами-специалистами, которые помогут вам определиться с целесообразностью поступления в школу.
Кроме того, существуют понятия «паспортный» и «биологический возраст». Биологический возраст – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту. Например, зрелость органов и систем организма шестилетнего ребенка может на самом деле соответствовать уровню развития пятилетнего или даже четырехлетнего. Естественно, такой малыш, идя в школу в 6 лет, будет чувствовать себя не комфортно. Определить биологический возраст малыша помогут ваш педиатр и психолог в детском саду.
Психолог – первая инстанция. Итак, со здоровьем все отлично. В таком случае, следующий этап – знакомство с так называемыми школьными тестами. Очень хорошо, когда в детсаду с ребенком периодически работает психолог. Тогда у вашего малыша есть возможность заранее подготовиться к школьному собеседованию. В задачи психолога при приеме ребенка в школу входит определение уровня развития его речи и моторики (готовности к письму), степени концентрации внимания.
Отправляясь на собеседование с психологом, будьте готовы к тому, что малыш сам будет демонстрировать свои возможности, т. к. родителей к беседе не допускают. При этом в идеале ребенок должен четко отвечать на поставленные вопросы, не стесняясь постороннего человека (психолога). Что же происходит за закрытыми дверями? Чаще всего психологи просят ребенка нарисовать рисунок. Например, по тому, как изображен человечек (подробность, пропорциональность рисунка) можно оценить уровни развития мышления, внимания и памяти ребенка. А по тому, как он справляется с воспроизведением предложенного образца (срисовывание короткой фразы, обведение круга), - о готовности руки к обучению письму. Чтобы выяснить речевые возможности ребенка, психолог беседует с ним. Например, просит рассказать о себе (полное имя, домашний адрес), своих родителях (сообщить полные имена, места работы и занимаемые должности), о погоде на улице, времени года и т.д. Поведение ребенка в совокупности с выполненными заданиями позволяют психологу сделать вывод о его способности концентрироваться. В идеале считается, что пятилетний малыш должен уметь удерживать свое внимание не менее 10 – 15 минут.
Общие знания – ключ к успеху. Пообщавшись с психологом, ваш ребенок отправится на встречу с завучем младших классов или завучем по воспитательной работе, которые будут определять уровень общих знаний малыша.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных знаний, которые помогут ему усвоить школьный материал.
Например, ваш малыш должен уметь определять пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т. п.). Уметь отличать друг от друга основные геометрические фигуры. Ребенок должен оперировать такими понятиями, как больше, меньше, часть, целое, считать до десяти и обратно, сравнивать числа (больше, меньше), а также читать.
Элитные школы – требования расширяются. Однако если вы готовите ребенка к поступлению в престижное учебное заведение, перечисленных навыков может оказаться недостаточно. Ваш малыш должен: посчитать до двадцати и "обратно", а также "через два" - только четные или нечетные числа, прочитать и с ходу пересказать текст, ответить на предложенные вопросы по тексту, составить связный рассказ по предложенной картинке, продемонстрировать рисунки или же прочие плоды своего творчества. Кроме того, ребенку нужно рассказать заученное стихотворение или спеть песенку. И, наконец, будущий первоклассник должен сдать тест на IQ (коэффициент интеллектуального развития), решив предложенную ему логическую задачу.
Тестируемся в домашних условиях. Итак, вы уже поняли: чтобы поступить в первый класс ребенок должен многое уметь. Поэтому, если вашему малышу уже исполнилось пять с половиной лет, попробуйте предложить ему следующий тест.
При этом соблюдайте элементарные правила тестирования, что позволит получить адекватные результаты и предотвратить в дальнейшем развитие отрицательных реакций на такие процедуры:
- проводите тестирование в непринужденной обстановке, как бы между делом: в игре, в повседневной деятельности;
- не упоминайте, что вы проводите оценивание способностей вашего ребенка – это может создать излишнюю психическую напряженность;
- не торопитесь. Тестирование может быть растянуто на длительное время.
Помните, основное требование – избегать любого насилия над личностью.
Задание 1 (рисунок человека)
Попросите ребенка: “Нарисуй какого-нибудь дядю так, как можешь”. На любой встречный вопрос отвечайте: “Рисуй так, как умеешь ”. Если он не может начать работу, то подбодрите его. На вопрос, можно ли рисовать “тетю”, объясните, что надо рисовать “дядю”. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, разрешите ему ее дорисовать, а затем попросите, чтобы он рядом нарисовал “дядю”.
Если это задание успешно выполнено, оцените его в баллах. Чем грубее ошибка, тем большим числом баллов она оценивается. Так, наивысшим баллом является 1, а самым низким - 5.
1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище и конечности. Голову с туловищем должна соединять шея (причем ее размеры не больше туловища). На голове волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Проследите, чтобы верхние конечности заканчивались рукой с пятью пальцами, также на фигуре должны присутствовать признаки мужской одежды.
2 балла – выполнены все требования, как при оценке в 1 балл. Но возможны 3 погрешности - могут отсутствовать три части фигуры: шея, волосы, один палец руки. Однако должны присутствовать все части лица.
3 балла – на рисунке изображены голова, туловище и конечности. Руки и ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, одежда, пальцы на руках.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Конечности (достаточно одной пары) изображены одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Изображение напоминает каракули.
После того, как ребенок выполнил первое задание, дайте ему второе.
Задание 2 (срисовывание написанного текста)
Напишите прописными буквами фразу “Он ел суп” или “Ей дан чай” и покажите ее малышу. При этом скажите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать”.
Оценка результатов:
1 балл– срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы не более чем в два раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, их стройность - необязательна.
3 балла – буквы образуют не менее чем 2 группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв ещё имеет видимость письма.
5 баллов – каракули.
Задание 3 (обведение круга)
Надо циркулем нарисовать на листе круг диаметром примерно 2,5 см. Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, не отрывая руки. Оцените задание. Чем больше отступление от линии по диаметру и длине окружности, тем грубее ошибка.
1 балл – точное воспроизведение образца.
2 балла – ошибка по направлению диаметра не более 1 мм, не более 1/8 длины окружности.
3 балла– ошибки по направлению диаметра не более 2 мм.
Если ваш ребенок набрал больше 10 балов, значит, уровень его подготовки требует доработки, и вам стоит задуматься о дополнительных занятиях с ним.
Чтобы быть готовым к подобным тестам, присмотритесь, правильно ли ваш малыш держит карандаш или ручку. Если он держит ручку или карандаш в кулаке, слишком далеко или близко к нижнему кончику, неверно располагает пальцы и т.д., это нужно исправлять. Иногда подобное происходит оттого, что ребенок не умеет работать за столом, не знает, как надо правильно держать ручку или карандаш. В таких случаях больше объясняйте и показывайте. Но чаще всего ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита “ручная умелость”. Как правило, этим детям трудно не только писать и рисовать, но и лепить, конструировать. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительные вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно тонкие движения. Если ваш малыш именно такой, проконсультируйтесь с психологом.
В идеале все необходимые знания и умения ребенок должен получить в детсаду. Но если этого не происходит, начинать подготовку к школе лучше, конечно, заранее – хотя бы с пяти лет. Если же, время упущено, вашему малышу уже шесть, а готовым к учебе его назвать трудно, у вас есть несколько вариантов дальнейших действий. Первый: можно отдать ребенка в школу с семи лет. При этом нужно помнить, что на сегодняшний день нет отдельных программ обучения шести- и семилетних детей. Т. е., в каком бы возрасте ребенок не начал образование, он будет учиться 12 лет. Второй вариант: несмотря ни на что начинать обучение прямо сейчас. Ведь если вашему малышу исполнилось полных шесть лет, его обязаны взять в обычную школу по месту жительства при любом уровне подготовки. Проблемы, последующие за подобным решением, просматриваются легко. Но решать вам…
Зоя Шевченко, педагог центра «Азбука для родителей»
Статья получена: www.Mamochka.kz