Отвечает заслуженный педагог России, логопед-дефектолог отделения психоневрологии Научного центра здоровья детей РАМН Любовь ДНЕПРОВА:
— ВООБЩЕ желательно показать ребёнка логопеду в два года, самое позднее — в три.
Беспокойные мамы приходят и в год, и в полтора. Мы же не назначаем сразу лекарства. К примеру, когда трёхлетний ребёнок говорит только отдельные слова, которые трудно понять (нарушение звукопроизношения), не составляет фразы, его берут на учёт в поликлинике, регулярно наблюдают логопед и психоневролог. Если умственное развитие соответствует возрасту, ребёнок всё понимает и выполняет инструкцию («отнеси чашку на кухню», «положи кубик в коробку»), мы просто рекомендуем упражнения по стимуляции речевой деятельности. И ждём. Нет никакого прогресса, скажем, через полгода? Значит, выбираем логопедический детский сад, где с ребёнком будут заниматься специалисты.
Я предпочитаю мам, которые перестраховываются и приходят рано, а не ждут до последнего. Недавно на приём пришла мама с ребёнком. Ему 4 года и 10 месяцев. Жалоба: не разговаривает, говорит отдельные слова. При обследовании выяснилось, что у мальчика с рождения явно выраженная речевая задержка. Он поздно стал гулить, поздно стал лепетать. У него позже, чем положено по нормативам, появились первые слова. Хотя физически он развивался хорошо — вовремя сел, встал, пошёл. А почему мама не пришла раньше? Но до двух лет эта проблема родителей вообще не волновала. А потом, когда уже все сверстники малыша заговорили и мама вроде бы забеспокоилась, начали успокаивать подруги, соседки, бабушка: не переживай, мальчики позже начинают говорить. Да и в поликлинике тоже сказали педиатры: «Не волнуйтесь, заговорит». Не направили при этом ребёнка ни к логопеду, ни к невропатологу. Так вот мама досидела до 5 лет. И теперь что мы имеем. Речевая задержка потянула за собой и задержку интеллектуального развития. Бороться с этим можно, но уже сложнее.
Поэтому, дорогие мамы, если у вас возникла хоть малейшая доля сомнения, обязательно отведите ребёнка к специалисту. Либо вы просто лишний раз убедитесь, что с малышом всё в порядке, либо (если обнаружится что-то неладное) ему быстрее смогут помочь. Когда ребёнок приходит к логопеду в 5–6 лет, до школы остаются считаные месяцы, очень сложно позаниматься с ним так, как хотелось бы. Время упущено. Мы же не можем отдать ребёнка в школу на год позже. Хотя в серьёзных случаях именно так и поступают. Потому что если нарушения речи вовремя не исправить, то эти проблемы «пойдут» с ребёнком в школу. И школьная неуспеваемость ему почти обеспечена. Да и в общении с другими детьми ребёнку «с дефектами дикции» тяжело: он коверкает слова и говорит так невнятно, что приятели его не понимают.
Юлия БОРТА и Ирина САВЧЕНКО
Статья получена: www.Mamochka.kz