Конечно, полностью с помощью рисунков нельзя исследовать личность, но больше узнать о внутреннем мире ребенка, о том, что его тревожит, можно.
Тест: «ДОМ»
Дом изображен большим, значит, ваш ребенок общительный, гостеприимный. Нарисованные рядом с домиком различные постройки свидетельствуют о тревожном состоянии. Дом нарисован вдалеке, значит, ребенок чувствует себя отверженным. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение скрытого семейного конфликта.
Стены
Ребенок нарисовал заднюю стену, изобразив ее с другой стороны, — он пытается постоянно контролировать свои эмоции, держать себя в руках. У стены не хватает основы — значит, у малыша слабая связь с действительностью, он пребывает в своем мире фантазий и иллюзий. Стена с четко прорисованным нижним контуром — у ребенка трудности, тревога. Боковые линии тонкие — он находится на пределе своих нервных сил. Ну а если стены прозрачные — ваш ребенок стремится к лидерству.
Двери
Открыты — это признак общительности, открытости, откровенности. Очень большие — показывают на то, что ребенок слишком зависит от других или что он очень коммуникабельный. Их отсутствие говорит о том, что дома ребенок испытывает трудности в откровенном общении. Наличие задних, боковых входов — проблемы в общении, стремление к одиночеству, отрешенность. Маленькие двери — неуверенность в себе. Присутствие замка на дверях означает замкнутость ребенка, скрытность.
Окна
Большие, открытые — коммуникабельность, любит бывать в больших компаниях. Множество окон — ребенок хочет больше общаться со сверстниками. Занавески на окнах — проблемы в общении. Решетки на окнах — показатель закомплексованности. Такой ребенок нуждается в помощи. Если же ребенок нарисовал окна не на нижнем этаже, а только наверху, под крышей, — это говорит, что в жизни малыша существует пропасть между реальностью и фантазией.
Крыша
Нарисована жирной линией, значит, ребенок фантазер и часто путает реальность и вымысел. Жирно прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что стремление к творчеству и фантазиям не поощряется дома. Плохо сочетается со стеной — значит, ребенок не может найти себе место в окружающем мире. Ребенку нужно больше уделить внимания. Карниз очерчен или выведен за пределы крыши — ребенок пытается защититься от реальных или вымышленных страхов.
Труба
Густой дым — внутреннее напряжение. Тонкая струя дыма — недостаток общения с родителями. Труба спрятана с другой стороны крыши — ребенок вообще старается избегать эмоциональных контактов с близкими людьми.
Тест: «ДЕРЕВО»
Листва
Ветви направлены вверх — ребенок с энтузиазмом берется за любое дело. Направлены в разные стороны — стремится к общению со сверстниками, хочет утвердить себя среди окружающих. Направлены вниз — это говорит о развитии депрессивных настроений. Нарисована пальма? Значит, малыш стремится к перемене мест.
Ствол
Нарисован тонкими линиями, а крона толстыми — ребенок хочет стать самостоятельным. Линии ствола кривые — постоянная озабоченность трудностями (реальными или мнимыми). Ветви не связаны со стволом — ребенок пребывает в своих фантазиях. Ствол оторван от земли — ребенку надо больше общаться со сверстниками, помогите ему найти круг общения. Дерево сужается книзу — ребенок ощущает тревогу и хочет оказаться в безопасности.
Тест: «ЧЕЛОВЕК»
Головоног
— до 4-летнего возраста соответствует норме, позднее — задержка в развитии изобразительной функции и, возможно, в общем умственном развитии.
Голова, черты лица
Размер сильно увеличен — высокая значимость интеллекта в системе ценностей, склонность к мечтам, фантазиям. Размер сильно уменьшен — низкая значимость интеллекта по сравнению с физической силой в системе ценностей.
Глаза
Отсутствуют или почти не видны — высокая импульсивность, гиперактивность, негативизм, аутизация (уход в себя), астения, иногда депрессия.
Рот
Отсутствует или уменьшен — негативизм, аутизация, астения, импульсивность.
Анжела КИРИЕНКО,
педагог-психолог
Статья получена: www.Mamochka.kz