Никто из родителей или старших «обучающих» таким образом детей не думает о том, какой страшный стресс получает ребенок, какой урок жестокости они ему преподают, а самое главное — какие последствия остаются на всю жизнь у этого ребенка.
ЗНАМЕНИТАЯ голливудская актриса Одри Хепберн (всеми любимые «Римские каникулы») писала в своей книге: «В восьмилетнем возрасте я чуть было не утонула, купаясь в пруду. Я заплыла в скопление водорослей и запуталась в них. Водоросли окутывали мои руки и ноги, тянули меня вниз, и я начала захлебываться.
На берегу никого не было, хотя я истошно кричала и просила о помощи. Кое-как я выбралась на берег. Но с тех пор всю жизнь меня мучает один и тот же ночной кошмар — меня накрывает волной». Участники съемочной группы рассказывали, что самыми тяжелыми и трудными моментами были съемки, когда, по сценарию, Одри должна была окунуться в воду. Она панически боялась воды, и такие съемки всегда заканчивались нервным срывом для нее.
Стресс от бросания детей в воду остается у них на всю жизнь. Кроме того, ребенка шокирует предательство близких людей, родителей, которые для него являются самой надежной опорой и защитой. Вместо того чтобы помочь, спасти, избавить от страха, родители кричат на него: «Руками работай, ногами работай, плыви, плыви…» Нетрудно представить себе, какое воздействие произведет не только на психику ребенка, но и на его физическое здоровье подобное обращение.
Существует целая группа психосоматических заболеваний, то есть заболеваний сомы (тела), вызванных психическим потрясением. К ним относятся: бронхиальная астма, язва желудка, ревматоидный артрит и некоторые другие. Поэтому развитие многих заболеваний внутренних органов в последующие годы может быть обусловлено подобным «обучением» плаванию вашего ребенка.
Как правило, все дети боятся воды как незнакомой и опасной для них среды. Особенно они боятся опускать в воду свое личико, что совершенно необходимо при плавании. Поэтому с самого раннего возраста, купая ребенка, необходимо приучать его лицо к воде. Спокойно и ласково ополаскивайте личико и голову ребенка теплой водой, а потом научите его опускать лицо в воду. Для этого поиграйте с вашим ребенком в «бульки-макульки». Сами опустите лицо в миску с водой и побулькайте, чтобы появились пузыри. Ребенку это очень понравится, и он с удовольствием повторит за вами. Такая игра — один из важнейших элементов обучения плаванию, потому что вы приучаете ребенка не бояться воды и выдыхать в воду. Затем, когда ребенок станет постарше — годика в 2–3, поиграйте с ним в «макушки». Когда ребенок опустит личико в воду и начнет булькать, мягко нажмите на макушку, чтобы она скрылась под водой. Сначала продемонстрируйте это упражнение сами, и пусть ребенок самостоятельно погружает вашу голову в воду. Такое упражнение можно делать в открытых водоемах на мелких местах, и малыш, играя, преодолеет свой страх перед водным пространством и водной средой.
Если ваш ребенок позволяет вам легко погружать его головку в воду и при этом хорошо выдыхает в нее с большим количеством пузырей, вы можете объяснить ему, что вода его держит. Скажите ребенку, что он мячик, который плавает на поверхности воды. Объясните и покажите ему сами, как сделать глубокий вдох, задержать дыхание и лежать на воде. Продемонстрируйте это упражнение несколько раз, а затем попросите ребенка сделать то же самое, аккуратно поддерживая его. Если ребенок боится и не хочет делать это упражнение, никогда не настаивайте и не заставляйте его силой. Главное, чему вы должны научить ребенка, — умению держаться на воде, поддерживать плавучесть. Ребенок должен понять и ощутить, что вода его держит, что воды бояться не нужно.
Только после того, как ваш ребенок научится держаться на воде, вы можете показать ему плавательные движения и научить его плавать различными стилями. Главная ошибка всех обучающих детей плаванию состоит в том, что они требуют сразу двигать руками и ногами, не дав урока плавучести и умения держаться на воде.
Плавание — одно из лучших физических упражнений для укрепления здоровья. Во время плавания работают практически все мышцы тела, сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Плавание хорошо развивает координацию движений, выносливость, силу мышц, гибкость суставов. Недаром упражнения в воде и плавание назначают как лечебную процедуру при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата, детском церебральном параличе и других заболеваниях. Дозированное плавание укрепляет иммунитет, закаливает организм. В Древней Греции про никчемного человека говорили: «Он не умеет ни бегать, ни плавать». Любой ребенок и взрослый человек должны уметь плавать, это может спасти им жизнь.
Если вы будете спокойно и терпеливо приучать ребенка к воде, то он полюбит плавание. Вы не привьете ему страха, не продемонстрируете свою жестокость, он будет всегда уверен, что у него есть защита в самых тяжелых ситуациях.
Однажды я была свидетельницей удивительного случая. Рано утром на пруду появились мальчик лет шести с девочкой лет трех, которые явно собирались купаться. Так как взрослых рядом не было, я специально подошла поближе к ним. Дети разделись, мальчик взял девочку за руку и сказал ей: «Не бойся, ты ложись, а водичка тебя поплывет». Дети спокойно вошли в воду, девочка действительно легла на воду, а мальчик взял ее за руки и начал возить по воде. Дети поплескались, поиграли, побрызгались, вышли из воды, оделись и ушли. Меня поразило, что маленький мудрец высказал простую мысль, которую не понимают большинство взрослых, — не бойся воды, она тебя держит.
Очень многие люди, став взрослыми, не могут преодолеть тот ужас перед водой, который им привили старшие, бросив их в воду, считая, что сам выплывет. Такой стресс и нарушение психики остаются на всю жизнь, и очень бы хотелось, чтобы над нашими водоемами в летний период больше не раздавались истошные крики: «Мама, папа, не надо, я боюсь, вытащи меня…»
Статья получена: www.Mamochka.kz