Не является секретом тот факт, что если у ребенка хорошо развита речь, то ему будет намного легче привыкать к коллективу, скажем, в детском саду. Кроме того, такие дети быстрее обучаются письму и чтению.
К концу первого месяца жизни ребенок уже начинает реагировать на слова, обращаемые к нему, а достигнув одного года, он начинает понимать некоторые слова, пытаясь пролепетать в ответ несколько невнятных слов. Именно в этом возрасте и надо учить ребенка показывать знакомые предметы и выполнять простые просьбы, типа «дай пожалуйста ручку», «принеси игрушку» и т.п.
Достигнув полуторагодовалого возраста, ребенок уже имеет в словарном запасе определенный лексикон слов, которых обычно насчитывается не более 10.
А еще через год словарный запас удваивается. Между тем словарный запас ребенка надо постоянно увеличивать. Это можно достигнуть разными способами. Например, во время прогулки с ним надо стараться обращать внимание малыша на знакомые ему предметы и просить, чтобы он повторил, как они называются.
К 3-м годам малыш должен уверенно составлять предложения, состоящие из 5-8 слов. В этот период надо учить малыша тому, чтобы он знал и умел правильно выговорить свою фамилию и имя, а также умел правильно употреблять местоимения.
4-х летний ребенок уже имеет словарный запас, состоящий из 2000 слов. В этот период уже можно хорошо разобрать, что он говорит, т.к. его речь состоит не просто из слов, а из предложений, логически связанных между собой. В этот период особую трудность для ребенка представляет буква «р», которую дети зачастую начинают правильно выговаривать довольно поздно. Поэтому в разговоре с ним надо акцентировать свое внимание на правильном выговоре не только этой буквы, но и всех шипящих.
Пятилетний ребенок должен говорить внятно, хорошо произнося все звуки. Во время своей речи малыш не должен делать пропусков, переставлять буквы и слоги в словах. Правда это временно не касается некоторых длинных и трудных для него слов таких, как «экскаватор» и т.п. Чтобы пятилетний малыш лучше развивал свою речь, с ним желательно разучивать небольшие стишки и поговорки.
Ребенок-дошкольник имеет словарный запас в 3500 слов. Чтобы его речь была более образной, в разговоре с ним надо использовать устойчивые словосочетания. Причем, разговаривать с ним надо не короткими фразами, а довольно длинными законченными предложениями. А во время разговора желательно просить его, чтобы он рассказал о значении того или иного слова. Таким способом можно развить у ребенка правильно поставленную речь, внимание, память и логику.