Большинство детей ближе к своему первому дню рождения уже научились как-то передвигаться, обычно - ползать. После этого ребенок должен стать на ноги. Однако не все дети умеют ползать и важно помнить, что это абсолютно нормально. Большинство родителей наблюдают за тем, как их дети учатся сидеть, стоять, ходить со смешанным чувством удовольствия, гордости и беспокойства.
Видя, как ребенок стает на ноги, спотыкается, падает, старается снова встать, невозможно не подивиться его выдержке, решимости, терпению - качествам, которые необходимы для отработки этого навыка и преодолению неминуемых при этом разочарований. Этот этап развития ребенка родители воспринимают и как свое собственное достижение, потому что в определенном смысле это является наградой и подтверждением того, что их усилия не были напрасными.
Кормление.
С самого первого дня рождения отношения матери и ребенка сосредоточены вокруг кормления и для ребенка в возрасте одного года оно сохраняет то же огромное значение, хотя и произошли определенные изменения в отношении того, что ест ребенок, когда и как.
Если малыш отказывается есть или ест очень мало, мамы пугаются, думают, что ребенок заболел или умрет с голоду. На самом деле, наверное, ни один ребенок не даст заморить себя голодом: дети очень крепко держатся за жизнь и способны нормально себя чувствовать, употребляя такое количество пищи, которое взрослому человеку кажется смехотворно малым. В среднем, ребенок в возрасте одного года ест три раза в день, к твердой "взрослой" пище и молоку иногда добавляют кормление грудью или с бутылочки утром и поздно вечером.
Сон.
Наверное, нет такого взрослого человека, которому не были бы знакомы приступы бессонницы, когда нас не оставляет какая-то неразрешимая проблема или беспокоит что-то непонятное. Дети не меньше нашего сталкиваются с подобными проблемами, которые часто становятся причиной нарушения сна и появления ночных кошмаров. Именно кошмары по ночам еще больше беспокоят младенцев, ведь они не могут объяснить свои страхи даже самим себе. Из-за этого ребенок начинает бояться засыпать.
Все дети разные и всем им необходимо разное количество сна. Даже в кругу одной семьи дети могут заметно отличаться тем, сколько и как они спят. Напряженный, легковозбудимый ребенок засыпает намного позже, чем спокойный. Одни дети спят крепче других, их не беспокоит окружающий шум. Свою роль во всем этом играет, разумеется, и личность матери, ведь если мама слишком нервничает, то это ее состояние передается ребенку в виде общего напряжения и такому ребенку будет намного труднее заснуть.
С какой бы нежностью и любовью вы не укладывали бы ребенка в кроватку, малыш все равно воспринимает постель, как меру одиночества, именно поэтому детям этого возраста характерна привычка брать с собой в кровать различные предметы. Ребенок может их раскладывать определенным образом, каждую игрушку на свое особое место. Засыпание - это разлука и для матери и для малыша. Забирая с собой любимые игрушки, ребенок учится оставаться один на один с самим собой и справляться с чувством одиночества. Кроме того, он может чувствовать себя в роли мамы, которая собирает с собой все свою семью.
Многие дети в этом возрасте очень привязываются к какому-нибудь предмету: игрушки, одеялу или шарфу мамы и эта потребность может быть настолько сильной, что без этого предмета ребенок чувствует пустоту. Эта вещь может быть нужна ребенку на протяжении целого дня или только ночью. С ней ребенок ощущает себя защищенным от одиночества, как будто это часть мамы. Сосание пальца, которое беспокоит многих матерей, подчинено той же цели - заполнить простор, дать ребенку что-нибудь свое, за что можно уцепиться и, возможно, напоминает малышу грудь или бутылочку с молочком.
Ребенок может сказать "нет".
Очень важно, чтобы ребенок мог самостоятельно оценить свои возможности. Поэтому к нему следует прислушиваться и воспринимать его отказ как можно серьезнее. Если природную склонность ребенка в этом возрасте говорить "нет" не уважать, то малыш может вырасти или слишком покорным, потому что будет нуждаться в родительской любви и поощрении, или слишком упертым и несдержанным. Большинство родителей согласились бы с тем, чтобы их ребенок рос со своим собственным мнением, а не рабски покорялся действиям и словам других. Отказ ребенка обязательно несет в себе агрессию и неприятие, и на этой критической стадии ребенку необходимо отстоять свои чувства без риска быть наказанным или оказаться в глазах взрослых просто "капризным".
Если ребенок в целом чувствует, что его уважают, прислушиваются к его желанию сделать что-нибудь самостоятельно и не торопят, он быстрее научится справляться с ситуацией в условиях спешки. Таким же образом, если ребенку в разумных пределах предоставляется свобода изучать и проверять на прочность различные предметы, он легче покорится правилам и запретам, когда это будет необходимо.
Детские истерики.
Истерика - это объединение ненависти и разочарования. Когда эти чувства становятся нестерпимыми, ребенок избавляется от них отчаянным способом, похожим на то, как, будучи младенцем, он избавлялся от неприятных ощущений громким и надрывным плачем. Быть с ребенком, которым бьется в истерике - испытание не для слабонервных. Ребенок и сам может испугаться, что такой бурной ненавистью навредит маме. Если истерика случается и общественном месте, что чаще всего и бывает, к сожалению, полезно отойти с ребенком в какое-нибудь отдаленное место, где его можно обнять и подождать некоторое время, чтобы он успокоился. Потом потихоньку выяснить, что стало причиной такого всплеска эмоций. Некоторые дети во время истерик не подпускают к себе мам, и их лучше на некоторое время оставить самих. Ребенок одумается, а у мамы будет время и самой успокоиться. После этого очень важно постараться восстановить нежные отношения с малышом и немного погодя обговорить с ним то, что случилось, чтобы выяснить причины истерического плача.
Без истерик процесс взросления не бывает и нужно просто научиться их переживать с наименьшими потерями. Если истерики очень частые, родителям следует задуматься, не слишком ли они угнетают ребенка и не слишком ли многого от него требуют. Если малышу многое разрешается и при этом ребенок не уверен, что в случае необходимости родители его остановят, такая непосильная пока что ответственность может его угнетать.
Страхи.
В этом возрасте дети сталкиваются со всякого рода страхами, иногда незначительными, а иногда и резко выраженными. Такие страхи часто выглядят абсолютно иррациональными, и нередко родителей сбивает с толку то, что их объяснение не помогают. Часто ребенок боится громких звуков, например, шума пылесоса или воды, которая сливается в туалете. Иногда эти страхи проходят, когда ребенок к ним привыкает. Если же страх не проходит, очень важно не сталкивать ребенка с источником страха, надеясь, что таким образом он от него избавится, подобной тактикой вы можете только еще больше напугать вашего малыша. Откуда берутся такие страхи понять сложно, потому что они часто возникают спонтанно, с глубины сознания самого ребенка. Даже если взрослому человеку понятно, что бояться нечего, важно помнить и понять, что для ребенка источник страха целиком реален.
Как мы уже убедились на примере истерик, чувства ребенка очень сильны, будь то душевное тепло или любовь, ненависть и страсть разрушения - все это ребенок соотносит со своей матерью. Мама, как и раньше, остается центральной фигурой в жизни малыша и воспринимает все его эмоции. Когда ребенок ощущает первые гневные или деструктивные чувства, он сам боится, что заденет этим маму, которая в свою очередь, ответит ему тем же и будет относиться к нему враждебно. Можно предположить, что случайные и непонятные страхи происходят от собственно детских деструктивных чувств, которыми ребенок не владеет и объясняет их, скажем, шумом унитаза, который может его засосать, или зубами собаки, которая может его покусать. Важно помнить, что обычно такие страхи проходят сами собой.
Такой важный предмет - горшок.
Вопрос контроля и дисциплины неразрывно связан с приучением к туалету. В целом, ожидание от ребенка, что он научится придерживаться чистоты к концу второго года жизни, а иногда и раньше - нереально. До этого он вряд ли будет контролировать свой мочевыводимый канал. Ребенок больше нуждается в эмоциональной готовности и желанию сотрудничать с родителями. Если его заставляют слишком рано, он может и уступить, но отучится как только приступит к обучению какого-нибудь другого физического навыка.
Для ребенка содержимое его тела тесно связано с приятными или неприятными ощущениями. Теплое молоко в животе, сосок во рту, который можно держать и сосать - благодаря этому ребенок ощущает рядом с собой маму, которая заботится о нем. Газы, переполненный кишечник или мочевой пузырь доставляют ребенку боль или дискомфорт, от которых он инстинктивно избавляется и после этого снова чувствует себя хорошо. К этому ребенка приучает и мама, которая улыбается и говорит: "Вот молодец, вот хорошо", - выражая свое удовольствие при виде грязных пеленок. По сути, пеленки, регулярно загрязненные, являются хорошим признаком того, что организм ребенка работает нормально. Когда ребенок подрастает, он все больше и больше понимает, какое удовольствие доставляет своей маме и начинает ощущать свои "походы в туалет" - "подарком".
На втором году жизни, по мере того, как ребенок борется за независимость, он воспринимает кал и мочу как свою собственность, которую он может по собственному желанию или вытолкнуть или задержать на столько, на сколько ему самому захочется. Важно различать и уважать подобные желания.
Настаивать на скорейшем взрослении ребенка и желании совершать своим дела в отведенном для этого месте необходимо осторожно и тактично, поскольку малышу придется понять, что, оказывается, его отходы жизнедеятельности не такие уж и сокровища, как ему казалось. Если ребенку слишком грубо заявить об этом, он может почувствовать себя подавленным и униженным, начнет бояться, что его считают "грязным".
Напоследок, немного цифр.
К своему первому дню рождения, вес ребенка должен составлять примерно 10500 г, в два года он станет тяжелее еще на 2-3 кг.
Рост - примерно 79 см, а в конце этого года ребенок вырастет приблизительно до 88 см.