— Ты плохо себя чувствуешь?
— Вообще-то нет, только голова немного болит. Разреши мне не ходить в школу!
— Как же я могу разрешить просто так, без серьезной причины?
В восьмом классе пропускать уроки?..
— У меня есть причина, только она не годится для оправдания.
— Если для тебя эта причина серьезная, то я должна ее знать.
— Я тебе скажу, только не знаю, поймешь ли ты меня,— вздохнул Артур.— У нас контрольная работа по химии.
— Конечно, понимания ты у меня не найдешь, это ты правильно заметил. Что же тебе даст отсутствие на уроке? Просто химию надо учить.
— Учу, вернее, зубрю уже три дня. И все впустую. Я не способен к химии и вообще к точным наукам. Учу, учу, кажется, что все знаю, а потом, в школе, ничего не помню, особенно на контрольных. Я не верю, что когда-нибудь выучу химию.
— Но ведь другие дети справляются. Никто не требует, чтобы ты стал химиком. Программа средней школы рассчитана на возможности ребенка со средним уровнем развития...
— Значит, у меня уровень ниже среднего.
***
Подобные разговоры с подростками случаются во многих семьях. Иногда причинами заявления: «не умею, не сделаю, не справлюсь» являются нежелание приложить усилия, отсутствие настойчивости в преодолении трудностей, а иногда и просто лень. Но очень часто источник такого явления лежит в отсутствии веры в свои силы, в низкой оценке своих возможностей.
Такое отношение к себе почти не проявляется у малолетних детей. За редким исключением, они уверены в себе, убеждены, что все могут, со всем справятся.
При проведении социологических опросов можно услышать высказывания дошкольников или семи-восьмилетних детей: «Это для меня пустяки! Чтобы я этого не сделал? Это же просто!» Ребенок утверждает, что все знает и умеет, даже тогда, когда отвечает плохо, когда выполнение задания выше его сил. Только немногие малыши отвечают: «Не знаю, не умею, этому я еще не научился, мама мне еще этого не рассказывала». И совсем редко маленькие дети заранее заявляют: «Не сумею, не смогу».
Критическое отношение к самому себе, тщательная самооценка, интерес к своей личности (внешнему виду, способностям, душевным качествам) появляются чаще всего в подростковом возрасте, когда молодой человек уже способен наблюдать за другими людьми, анализировать их особенности и сравнивать с ними свои личные качества.
Каково же это представление о самом себе? Родители должны ориентироваться во взглядах своих детей на их собственные возможности. Отношение человека к самому себе играет большую роль в развитии его личности, особенно в вопросах самовоспитания.
Очень редко представление ребенка о себе реально, то есть соответствует действительности. Впрочем, какова же эта действительность? Она трудноизмерима, так как не все качества человека можно точно определить. Легче уточнить отдельные черты, чем дать оценку всех качеств своего «я», находящегося в процессе непрерывного развития. Поэтому скажем точнее: образ, созданный о самом себе, не всегда соответствует действительности, так как в основном формируется под влиянием других людей — родителей, учителей, братьев, сестер, товарищей.
Правильное представление человека о самом себе или хотя бы частично соответствующее действительности было бы весьма желательным. Зная свои слабые и сильные стороны, молодой человек может поддерживать их баланс, развивать необходимые для жизни качества, серьезнее относиться к развитию определенных способностей. Такое отношение к своим возможностям самое правильное.
Родителям надо обращать внимание на отношение своего ребенка к самому себе, тактично и постепенно помогать ему освобождаться от негативных наклонностей и развивать полезные, положительные качества.
Приведем основные направления, из которых, по нашему мнению, складывается представление подростка о себе:
Внешний вид. Иногда молодые люди оценивают свою внешность совсем иначе, чем окружающие их люди. Например, интересная девушка «отравляет» себе жизнь убеждением, что у нее не очень красивые ноги, а юноша мучает себя из-за якобы оттопыренных ушей. Однако есть и такие подростки, которые придерживаются весьма высокого мнения о своей внешности, считают себя неотразимыми.
Физические данные. Особенно ценится хорошее физическое развитие у детей младшего школьного возраста и еще больше у подростков.
Сообразительность, способности.
Свойства характера, умение выполнять тот или другой вид деятельности.
Практическая смекалка. Дети часто считают это качество достоянием «счастливчиков». («Мне всегда не везет», «А мне как-то всегда все удается».)
Каковы причины возникновения именно такого, а не иного представления ребенка о самом себе? В значительной степени это определяется отношением окружающих к мальчику или девочке. С самых ранних лет ребенок слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми: родителями, учителями, ровесниками, посторонними лицами. Мнения эти не всегда одинаковые, а порой даже очень противоречивые. Ребенок выбирает для себя любое из них, чаще принимая те, которые лестны для него или в данный момент чем-то выгодны (например, утверждение, что он менее способен, чем другие ребята, и поэтому не может при ответах получать хорошие отметки).
Нельзя высказывать поверхностное мнение о ребенке и тем более часто его повторять, не имея глубокого внутреннего убеждения в его справедливости. Наиболее сильно закрепляется в сознании ребенка мнение, неоднократно услышанное от родителей, окружающих людей.
Родители должны обращать особое внимание в том случае, когда ребенок не верит в свои возможности или, наоборот, оценивает себя слишком высоко.
Первая позиция независимо от того, имеет ли она реальные причины или же основана на ошибочном убеждении, является чаще всего следствием плохого душевного состояния. Каждый человек, и тем более ребенок, нуждается в поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ребенку постоянно говорить о его слабых способностях, у него вообще исчезнет стремление к самовоспитанию. («Зачем тратить силы, все равно ничего не получится».)
Некоторые родители считают своих детей вполне способными, однако находят правильным «извлекать на поверхность» все их ошибки, неудачи и даже преувеличивать их. Встречается немало детей, являющихся хорошими учениками, в семье у которых каждый минус (при отметке «пять с минусом») долго и пространно комментируется, причем совсем забывается сама оценка «пять». Но даже тогда, когда у ребенка действительно есть недостатки, постоянное подчеркивание этого факта в его присутствии приносит большой вред. Низкая самооценка может вытекать из мнения не только родителей, но и других людей, с которыми ребенок общается (особенно учителей).
Дети, обладающие завышенной самооценкой, убеждены в своей красоте, больших способностях, своем уме и других достоинствах.
Чрезмерно высокое мнение о себе вытекает (подобно низкой самооценке) из отношения к ребенку окружающих. Если с малых лет он постоянно слышит похвалы, восхищение (обоснованные или нет), а его родители (особенно когда он единственный в семье) умиляются каждому его поступку, всегда находят основание для положительной оценки, у ребенка появляется уверенность в том, что он красив, умен, необычайно способен и даже гениален. Подобное убеждение приводит к следующим видам отрицательных последствий.
Слишком высокое мнение о самом себе нарушает отношения ребенка с окружающими. Мальчик или девочка считают себя по уровню развития выше ровесников, в связи с чем начинают относиться к ним с презрением.
Чрезмерное убеждение в собственных достоинствах не способствует развитию своих возможностей, самовоспитанию («Пусть учатся другие, а мне это не нужно»). В результате ребенок не достигает ожидаемого успеха даже тогда, когда он действительно способен и обладает рядом достоинств.
Ребенок очень честолюбив и вследствие этого неправильно реагирует на свои успехи, не радуется им, считает их как бы естественными.
Особенно неверно относится такой ребенок к своим неудачам, считая их проявлением несправедливости («Не разобрались во мне, неверно оценили»), чувствуя себя пострадавшим и обиженным. Он не стремится исправлять свои недостатки, не хочет работать над собой.
Самооценка ребенка в первую очередь зависит от отношения к нему его родителей, от их воспитательного воздействия. Если они следят за развитием своего ребенка, влияют на его поведение, то могут эффективнее способствовать формированию у ребенка самооценки, сознательной работе подростка в процессе самовоспитания.
Именно в этом и заключается одна из главных целей воспитательного воздействия: подготовить молодежь к самостоятельному труду, к умению работать над собой всю жизнь. Общее развитие молодого человека в значительной мере зависит от созданного им представления о собственных недостатках и достоинствах. Самое полезное представление должно основываться на убеждении: у меня есть достоинства, которые я должен развивать, и отрицательные качества, которые нужно искоренять, устранять. Такое представление не разочаровывает, ибо содержит позитивные моменты, но и не успокаивает настолько, чтобы «почить на лаврах». Каждому человеку есть над чем поработать, когда вопрос касается совершенствования его личности.