У каждого ребенка, который приходит в школу, свой характер, темперамент, привычки, стиль общения. Поэтому для каждого малыша, в зависимости от его способностей, какой-то предмет будет труднее, а какой-то легче. Однако почти все первоклашки нуждаются в помощи взрослых. Исключение составляют лишь те дети, которых в садике или дома уже приучили к самостоятельности.
Такой ребенок будет говорить «я сам!» И, скорее всего, у него действительно все получится без подсказок. Другие будут просить: «Мама, помоги!» И, конечно, им нельзя отказывать. Помогая ребенку, не сидите у него над душой и уж тем более не выполняйте за него задания, а только осторожно и мягко направляйте. Помните, что он должен приучаться к самостоятельности. Спокойно говорите ему: «не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу» и обязательно хвалите.
Некоторым детям для выполнения письменных заданий потребуются черновики. И это, в общем-то, неплохо, поскольку в старших классах нужно будет уметь работать с черновиками. Но заставлять ребенка сначала записывать все в черновик, а потом переписывать в чистовик, не нужно. Этим вы вызовете у него отвращение к учебе. Кроме того, ребенку, привыкшему постоянно работать только с черновиком, будет трудно выполнять устные задания, к примеру, по математике (математический диктант и т. п.)
Если строчка в прописи, выведенная вашим отпрыском, еще не так ровна и красива, как вам хочется, не ругайте его и не заставляйте переписывать бесчисленное количество раз. Лучше скажите: «Смотри, буквы у тебя получились уже намного лучше, чем в предыдущий раз. Хочешь, чтобы они были еще красивее, тогда напиши еще строчку». Но если ребенок отказывается, не принуждайте его. Он должен сам принять решение.
В первом классе детям придется много учить на память. И тут им опять-таки не обойтись без помощи взрослых. Поскольку ребенок еще читает медленно, он не может воспринять красоту стиха. Поэтому сначала громко и выразительно прочитайте стихотворение вслух, покажите, что оно вам нравится, и объясните малышу все непонятные ему слова, а затем приступайте к разучиванию. Учтите, что ребенку намного легче запоминать не строчку, а законченную по смыслу фразу.
В этом году некоторые родители семилеток были обеспокоены тем, что их детям, которые учились в подготовительной группе детского сада или на курсах, будет скучно в первом классе. Встревоженные мамы и папы пытались устроить детей сразу во второй класс.
Но эту проблему можно решить гораздо проще. Чтобы хорошо подготовленный первоклассник не утратил интереса к занятиям, учитель должен давать ему индивидуальные, более сложные задания.
Первые трудности первоклашек.
Следует также учесть, что дети имеют неодинаковые способности к разным наукам. И слишком легкие для ребенка задания, и слишком трудные одинаково отбивают у него охоту учиться.
Тут опять же выручат индивидуальные задания. К примеру, если у ребенка лучше «идет» математика, но хуже усваивается английский язык, значит, нужно давать ему более трудные задания по математике и более легкие - по английскому языку. Но ни в коем случае нельзя за выполнение «облегченного» варианта ставить малышу более низкую оценку. Ребенок имеет право на хорошую отметку для своего уровня. Ведь у каждого человека свои таланты. И учитель, и родители могут помочь ребенку развивать эти таланты и идти по своей дорожке.
С трудностями в учебе — большими и малыми — неизбежно столкнется каждый первоклассник. Совсем же плохая успеваемость может быть вызвана целым рядом причин. Это невнимательность на уроке, неумение и нежелание думать, слабая память, небольшой словарный запас. Кто-то не умеет сосредотачиваться на том, что ему не очень интересно.
Есть и такие ребята, которым просто не хочется узнавать что-то новое. Они не задумываются над тем,
почему самолет летает, а машина ездит по земле, зачем птичке крылья, а рыбке хвостик. Возможно, им просто надоело добиваться ответов на свои вопросы от равнодушно отмахивающихся от них взрослых.
В любом случае, чтобы подтянуть слабоуспевающего ребенка, нужно выяснить причину его отставания. В этом поможет школьный психолог. И не исключено, что потребуются дополнительные занятия в кружках, на курсах.
Новый коллектив.
Адаптация в коллективе у всех детей происходит по-разному. У одного — явные задатки лидера, другой — более покладистый и уступчивый.
В этом возрасте для детей, которые, по сути, только осваивают трудную науку общения, очень значимы дружба и друзья. Нередко на этой почве возникают конфликты в классе. Например, Даша дружит с Юлей и почему-то считает, что Аня уже не должна с ней дружить: мол, моя подружка — ни с кем ее «делить» не стану. В итоге Аня чувствует себя одинокой и обиженной, Юля разрывается между девочками, а Даша переживает «измену» подруги. И тут уж, конечно, многое зависит от учителя. Он поможет им научиться общению.
Более сложная ситуация складывается, если в класс приходит ребенок замкнутый. Такому малышу вдвойне трудно влиться в коллектив, а, следовательно — сложнее в нем и учиться. Не найдя общего языка с одноклассниками, ребенок может вдруг заявить родителям, что больше в школу не пойдет. В таком случае папе или маме стоит обратиться за советом к школьному психологу.
Не стесняйтесь сотрудничать с учителем. Постарайтесь рассказать ему как можно больше о своем ребенке. Преподавателю будет легче найти подход к малышу, заранее зная, что он, к примеру, стеснительный, малообщительный, у него плохая память, он левша или ему из-за плохого зрения полагается сидеть за первой партой среднего ряда.
Вообще, мамам и папам следует настроить себя на то, что на протяжении всего учебного года должен существовать союз двух «богов» — школы и родителей. И тогда дело пойдет на лад.
Режим дня первоклассника.
• Помните, что, придя со школы, малыш должен пообедать и обязательно отдохнуть. Не заставляйте его сразу браться за уроки. По мнению психологов, самое лучшее время для учебы — с 8 до 12 утра и с 16 до 18 вечера. Было бы неплохо приучить ребенка заниматься именно в эти часы.
• Шестилеткам для восстановления сил после учебного дня не мешает поспать 2-3 часа.
Советы психолога родителям первоклассника.
• Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.
• Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз его нужно разбудить немного раньше.
• Желательно покормить ребенка завтраком. Но если он по какой-то причине отказывается, есть, не принуждайте его. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.
• Не говорите малышу на прощание фразы типа «смотри, не балуйся» или «чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом — ведь у него впереди трудный день.
• Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами «что ты сегодня получил?» или «ну как, сегодня без двоек?». Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от малыша, выслушайте его — ведь это не займет много времени.
• Если ребенок явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже. Или же осторожно поинтересуйтесь потом сами.
• Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...» У малыша может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.
• Имейте в виду, что есть периоды, в течение которых учиться сложнее: малыш быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти.
• Посвятите своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.
• Помните, что первоклассники — это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры и игрушки, они любят, чтобы им прочитали на ночь сказку, спели колыбельную или просто подержали на ручках. Все это поможет снять напряжение, почувствовать им себя спокойно и уверенно.