Малыш все время развивается и поэтому ему свойственны кризисы. Они являются движущей силой развития. В период кризиса постоянно происходит изменение в физическом и психическом развитии. Казалось бы, еще совсем недавно ребенок был тихим и послушным. А сейчас стал неуправляемым, упрямым, требовательным и раздражительным.
Что относится к признакам кризиса?
Прежде всего, это упрямство. Данная черта буквально пронизывает поведение малыша. Он не прислушивается к мнению старших, и все время настаивает на своем. Например, малыш во время прогулки просит маму купить ему яблочный сок. Мама говорит, что в магазине нет яблочного сока, но есть апельсиновый. Малыш устраивает истерику, ему нужен именно яблочный.
В период кризиса малыш может быть строптивым. Он не выполняет советы взрослых и делает вид, что не слышит их.
Своеволие тоже свойственно детям данного возраста. Малыш перед собой ставит цели и через преграды идет к их достижению. Например, он хочет поиграть в песочнице, а у взрослых нет времени, чтобы его вывести на улицу. Тогда ребенок применяет все методы воздействия.
В некоторых случаях проявляется симптом обесценивания. Малыш начинает дерзить, ругаться и обзывать взрослых. Например, он может в адрес родителей использовать плохие слова. Если подобное поведение будет вызывать насмешку у родителей, то для ребенка это станет подкреплением действий. Когда мама и папа через какое-то время обнаружат, что малыш дерзит им, что что-либо сделать уже будет поздно.
В случае проявления деспотизма малыш заставляет маму и папу делать все, что надо именно ему. Если в семье есть младшие дети, то ребенок будет ревновать к ним маму и папу.
В период кризиса малыш нередко все делает наперекор взрослым.
Что можно посоветовать?
Ребенок должен знать, что после того, как он утром проснется, его вещи будут лежать на стуле возле кровати. Также то, что после того, как он умоется, вместе с мамой и папой будет завтракать. После он должен почистить зубы. Затем можно поиграть. За соблюдением этого распорядка должны следить родители. Причем не надо повторять много раз: «Приведи себя в порядок». Надо лишь взять малыша за руку, отвести в ванную и сказать: «Сейчас ты должен умыться». Или: «Убери, пожалуйста, свои машинки. Где их гараж?» Распорядок даст возможность свести борьбу к минимуму. Для того чтобы в любой момент помочь ребенку, надо быть рядом с ним. Не ждите от него, что он будет все делать по собственному желанию. Это период повторений. Малышу надо терпеливо и настойчиво все показывать, перед тем, как он начнет по своей инициативе соблюдать распорядок.
В случае необходимости надо установить абсолютные запреты. При них не должно быть места для обсуждений. Запреты создаются мамой и папой и должны строго соблюдаться. Например, нельзя играть со спичками, включать утюг, плиту, телевизор и так далее.
Абсолютные запреты надо создавать не только на словах. На любопытного исследователя вряд ли подействуют шлепки по рукам или суровые слова. Малыш будет обижаться на взрослого, который его стукнул только за то, что он хотел потрогать статуэтку или вазу. Просто надо убрать все опасные и бьющиеся предметы.
Как помочь малышу пережить этот кризис?
Попытайтесь выработать верную линию поведения. По возможности увеличьте права и обязанности малыша и станьте более гибкими.
Давайте ребенку больше самостоятельности. Не надо вмешиваться в его дела, если видите, что он в состоянии справиться с ними сам.
Не забывайте, что малыш в какой-то степени испытывает вас, по несколько раз проверяя, на самом ли деле ему запретят вечером то, что запретили утром. В некоторых случаях надо проявлять жесткость.
Учитывайте, что малыш многие поступки и слова повторяет за вами. Поэтому надо за собой следить.
При проявлениях гнева постарайтесь отвлечь внимание ребенка на что-нибудь другое.
Если у малыша истерика, бесполезно ему объяснять, как нельзя поступать. Подождите, когда он успокоится.
Для сглаживания вспышек можно использовать игру. К примеру, малыш отказывается от еды. Не надо настаивать. Посадите на стол куклу и пусть ребенок ее кормит. Однако кукла хочет поделиться с ним. Ей скучно кушать в одиночестве. Таким же образом можно обыграть умывание, одевание и поездку в транспорте.
Для гармоничного развития малыша надо постоянно подчеркивать, как он вырос. Не надо пытаться делать все за ребенка.
Малыш должен знать, что он дорог вам даже когда капризный, упрямый и заплаканный.