Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Родительская школа

 

Родительская школа

 

 

Дети – очень дорогие для нас существа, и, будучи родителем, мы принимаем на себя ту или иную часть беспокойства и ответственности за их жизнь. Поэтому, когда малыш приходит к нам в слезах из-за того, что его дразнят в саду или он поссорился с лучшим другом, нам, конечно, очень хочется утешить его и помочь. Но как? Устрашающие внушения чужим детям или их родителям, как правило, только усложняют ситуацию, да и ваш ребенок далеко не всегда готов следовать вашим инструкциям. Бывает, что он даже не до конца осознает причины своего расстройства, и тогда ему особенно тяжело что-то посоветовать.

загрузка...

 

 


Мне, как детскому психологу, довольно часто приходится иметь дело с подобными случаями. Приводя ребенка, родители удивляются: «Но я ведь ему то же самое говорила, но мне он не поверил!». Да, детям не только тяжелее признаться в своих проблемах, но и нелегко «найти пророка в своем отечестве». Ведь для них это означает расписаться в своей слабости и неопытности, а кому, как ни собственным родителям они стремятся доказать, что они уже большие! Гораздо больше им нравится находить самостоятельные решения или воспользоваться косвенной подсказкой чужого примера. Поэтому очень часто самым простым, но наиболее действенным терапевтическим приемом оказывается сказка или рассказ, где фигурирует ситуация, которая в данный момент беспокоит ребенка (в психотерапии это называется метафорой) . Дополнительное удобство этого метода заключается в том, что такие сказки вы можете сочинять сами (или импровизировать на ходу кукольный спектакль, продумав заранее лишь его ключевые моменты).
Общая структура подобных терапевтических метафор такова. Сначала вы представляете ребенку главного героя -- так, чтобы к нему было легко проникнуться симпатией. Вспомните, как это замечательно работало в знакомых вам сказках: «У нее были две дочки. Одна была глупая и ленивая, она все время «лежала на печи да ела калачи». А вторая – Настенька – была добрая и послушная, все умела делать по дому, и все люди в ней души не чаяли». После такого описания вы сразу понимаете, кто является здесь положительным героем, и чью роль детям захочется примерить на себя. Вы можете воспользоваться также хорошо знакомым персонажем одной из любимых сказок, либо описать ребенка, очень похожего на вашего маленького слушателя. Не скупитесь на количество мелких подробностей и описаний. Ваша задача -- сделать свою историю настолько интересной, чтобы привлечь внимание ребенка, помочь идентифицироваться с героем и вновь пережить вместе с ним все происходящие события.
Затем вы помещаете героя в проблемную ситуацию, аналогичную той, что беспокоит сейчас вашего ребенка. Это может быть отсутствие друзей, трудности с учебой, тяжелые отношения между родителями, смерть близкого человека, появление в семье младшего ребенка и др. Постарайтесь описать чувства и мысли, а не только поступки персонажей, чтобы ребенку было легко найти объяснение всему происходящему. И когда вы дойдете до критической точки своей истории, то есть до того места, которое ваш ребенок считает неразрешимым (например, герою предстоит постоять за себя, а он еще не знает, как это сделать), введите в сюжет новый персонаж – будь то добрая фея, или мудрый старик, или любой родственник, -- который подскажет герою одно или несколько новых решений. Вы должны удивить ребенка тем, что это вовсе не тупиковая ситуация, и тем, как просто она может быть решена. Если советы, которые получит герой, будут достаточно реалистичны в исполнении, ваш ребенок, скорее всего, сразу захочет воспользоваться ими. И он будет благодарен вам за то, что ему не пришлось просить у вас помощи напрямую.
В качестве примера хочу представить вам сказку, которую я сочинила для 5-летней Саши. Она была очень робкой и нерешительной, особенно в присутствии незнакомых людей, и старалась ни на минуту не отрываться от родителей. Но эта сказка была нацелена и на ее маму, так как в определенном смысле у них были совершенно аналогичные стратегии. Мама боялась выйти на работу после долгого перерыва, и жизнь в «своем гнездышке» им обоим казалось куда более безопасной, чем переход к самостоятельной жизни и принятие на себя ответственности. В своей сказке я сознательно наделила этим ограничением (нерешительностью) несколько разных персонажей, чтобы дать читателю возможность посмотреть на эту проблему с разных сторон и найти разные способы мотивации для смелости и активности. Однако особо внимательные из вас смогут обнаружить здесь множество разных подтекстов – это и проблема ревности между детьми, и привитие навыков общения, и поднятие самооценки. Буду рада, если, как всякая добрая сказка, сочиненная мною история сможет в чем-то помочь вашему ребенку, когда он познакомится с ней. Однако, безусловно, самым эффективным оказывается рассказ, содержащий конкретные подробности и цитаты, знакомые именно вашему малышу. Так что дерзайте – это кажется трудным только на первый взгляд. И пусть ваша теплота и любовь помогут вам создать незабываемые шедевры для своих растущих детей. Они нуждаются в вашей поддержке.
СКАЗОЧКА ПРО ТРУСИШЕК

В одном небольшом английском городке, на тихой улочке стоял уютный каменный дом. И рядом с домом был чудесный сад, в котором росло множество цветов и деревьев. И среди этих цветов был один молодой розовый куст, на котором было два бутона. Один бутон – наверху куста, он был покрупнее, а второй – помельче – на одной из боковых веточек. Девочка, которая жила в доме, называла эти два бутона мамой и дочкой, так они были похожи.
Ах, да, я вам еще не рассказывала про девочку. Звали ее Сандра, ей было уже 5 лет, и все кругом восхищались ее красотой, длинными волосами, стройной фигуркой. Жила она со своими родителями и забавным пушистым щенком по имени Черныш. Черныш был еще совсем маленьким, веселым и ласковым. Его только совсем недавно забрали от его мамы – большой мохнатой собаки и его родного братика, который почему-то был гораздо крупнее и смелее Черныша. Но Сандра выбрала себе именно этого щенка. Может быть, в чем-то он напоминал ее саму…
Дело в том, что у всех у них – и у Сандры, и у Черныша, и у двух нераспустившихся розочек на кусте – был один общий секрет: они были трусишками.
Розы думали: мы не настолько красивые, никто не оценит нас, а только будут смеяться. Мы не достойны распуститься и смело смотреть в лицо солнцу.
Щенок думал: люди держат собак, чтобы они охраняли дом, а я слишком мал и слаб для этого. Пусть этим занимается мой брат – он крупнее и сильнее, у него получается звонкий лай, и все вокруг говорят: «Что за прекрасный сторожевой пес растет у вас!». Но зато, когда хозяевам нужно кого-то погладить, потискать и поиграть, - я тут как тут. Я очень нужен хозяевам таким – нежным и ласковым. Я не могу подвергать свою жизнь опасности или становиться слишком независимым.
Сандра думала: мир такой большой и неизвестный, и я еще недостаточно умна, чтобы разобраться в нем. На речке много интересного, но в ней можно утонуть; дорога за воротами дома – такая манящая, но там можно заблудиться или встретить кого-то опасного. Сандру очень пугали эти фантазии, и чем больше она об этом думала, тем больше ей хотелось быть рядом с мамой и папой и никуда от них не отходить.
Но у них часто были какие-то свои взрослые дела, и Сандре больше приходилось бывать со своей няней. Это была очень добрая женщина, она часто играла с Сандрой, читала интересные книжки. Рядом с ней девочка чувствовала себя в полной безопасности и очень доверяла ей.
И вот однажды няня повела Сандру на берег реки. Когда они добрались до места, няня поставила на траву корзину с фруктами, расстелила одеяло и села читать газету. Сандра осмотрелась вокруг. Солнышко ярко освещало речку и огоньки пестрых цветов в траве. Ей захотелось побегать и порезвиться, и она радостно помчалась догонять бабочку. Все было так здорово и весело! Но вдруг она резко развернулась и быстро пошла на то место, где расположилась няня.
- Что случилось, девочка моя?, - ласково спросила та.
- Я испугалась, - тихо сказала Сандра, немного помолчав.
- Чего же?, - удивилась няня.
Сандра показала рукой на расположившихся неподалеку людей, которые только что пришли на речку. Няня посмотрела в их сторону – это была семья с двумя детьми. Один мальчик, постарше, выглядел лет на восемь, а девочка была похожа на ровесницу Сандры.
- Но что же в них опасного? Это просто люди, которые тоже пришли сюда отдохнуть.
- Я не знаю, - грустно сказала Сандра, - но мне кажется, что люди могут плохо обо мне подумать… Если они увидят, что я здесь без родителей, они решат: вероятно, она такая плохая девочка, что мама с папой выгнали ее из дома за скверное поведение, или они сами такие плохие родители, что не смотрят за своей дочерью. А еще я не знаю, что мне нужно говорить и делать рядом с малознакомыми людьми.
- Не много ли всяких страшилок? А впрочем, многие дети чувствуют то же самое, что и ты, - сказала няня.
- Правда?, - удивилась Сандра, - а я-то думала, что я одна такая…
- Но ведь тебе хочется пообщаться с этими незнакомыми детьми?, - спросила няня.
- Да, но я не знаю, с чего начать.
- Ну, это не так уже трудно. Просто подойди, улыбнись и скажи «Привет», а потом спроси, можно ли поиграть с ними или поинтересуйся, как их зовут. Людям всегда нравится, когда ты спрашиваешь их мнение о чем-нибудь. Так что тебе совсем необязательно все время болтать. Просто слушай, что говорят другие, а если у тебя есть какие-то идеи, можешь высказать их.
- По-моему, это все же немного страшновато, - призналась Сандра,- можно я сначала просто представлю себе, что я делаю все это, поиграю в это?
- Конечно, можно. Смелость не всегда приходит сразу, но я уверена, что ты очень способная, и очень скоро перестанешь быть трусишкой.
Сандре понравился этот разговор с няней, и всю обратную дорогу домой она мечтала, как она будет спокойно разговаривать с людьми, и чувствовать себя уверенно, даже если рядом не будет ни мамы, ни папы, ни няни. Ведь она теперь сама сможет себя развлекать и ей нечего будет бояться на улице. И ей теперь казалось, что люди должны хорошо к ней относиться.
Через несколько дней Сандра чувствовала себя уже гораздо смелее, и однажды она, играя у себя во дворе, увидела, как мимо ее ворот проходят те самые мальчик и девочка, которых она видела у реки. И тут с ней произошло что-то волшебное: прямо у нее в голове зазвучали слова няни о том, как легко познакомиться с другими детьми, и что для этого нужно сделать. И вдруг ей показалось это таким простым и естественным, она почувствовала себя такой смелой, что быстро встала, подошла к воротам и окликнула ребят. Вскоре они уже вовсю болтали. Оказалось, что они недавно переехали в этот город, и как раз искали новых друзей.
За всем этим с интересом наблюдал щенок Черныш. Он удивился тому, что случилось с Сандрой. Раньше они вместе боялись выходить из двора, а теперь Сандра даже забыла об этом – она болтала с новыми друзьями. Чернышу стало немного обидно. Он хотел было полаять на них, но испугался. А что, если они рассердятся? И он грустно пошел в сад. Вскоре он оказался совсем недалеко от того места, где росли нерешительные розы. И вдруг прямо над своей головой он услышал чей-то писк:
- Ой, я боюсь, боюсь, что у меня ничего не получится!
Черныш присмотрелся и увидел на дереве птичье гнездо, на краю которого стоял птенец и отчаянно размахивал крыльями.
- Не бойся, - отвечал спокойный голос его папы-скворца, - все мы, птицы, боялись перед своим первым полетом. Я знаю, что это нелегко – ведь ты привык целыми днями сидеть в гнезде и ждать, что кто-то другой позаботится о твоей пище, тепле и безопасности. Но сейчас пришли другие времена – ты уже достаточно вырос и способен летать сам. Твои крылья окрепли и оперились, тебе нужно больше еды. И потом, через месяц начнется осень, и все мы должны будем собраться вместе и улететь из этого сада в теплые страны, чтобы не замерзнуть. Но самое главное – не это. Когда я первый раз попробовал летать, я тоже боялся спрыгнуть с гнезда вниз. Но когда я расправил крылья, и смог полететь – это было чудесное чувство победы. И я понял, что создан, чтобы летать, и нет ничего лучше, чем быть способным к свободе и независимости. До сих пор ты узнавал о мире лишь по моим рассказам, а теперь ты сможешь жить своей жизнью, и посмотреть на все своими глазами. Ведь вокруг так много интересного! Посмотри на эти розы – они ведь тоже ждут своего часа, чтобы распуститься и стать самыми прекрасными розами в этом саду!
- Ты слышала, мамочка, - прошептала маленькая розочка, - неужели он говорит о нас с тобой?
- Да, девочка моя, - ответила мама. – Мне кажется, я уже чувствую, что наше время приходит. И мне тоже так хочется посмотреть на все вокруг своими глазами!..
На следующее утро Сандра гуляла в саду и обратила внимание на молодого скворца, который, весело щебеча, летал над цветами и деревьями. И, казалось, летать ему нравилось больше всего на свете. Сандра продолжала следить за ним и увидела, как он сел на дорожку, чтобы передохнуть. И вдруг, - о, ужас! – она увидела совсем неподалеку большого соседского кота, который вот-вот готов был прыгнуть и схватить молодого птенца. И тут откуда-то из-за куста стремительно выскочил Черныш и с оглушительным лаем погнал кота к забору. Сандра и не подозревала, что ее маленький Черныш способен на такое. Значит, он действительно растет и становится настоящим сторожевым псом.
И кое-что особенное увидела Сандра в этот день в саду. Это были два прекрасных цветка на розовом кусте – один покрупнее, а другой помельче. Они были чем-то очень похожи между собой, и в то же время каждый из них был по-своему свеж и неповторим. И главное, оба они как будто бы наслаждались своей красотой, и было видно, как они горды порадовать мир своим присутствием…

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Родительская школа":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Hyundai Tucson, Kia Sportage: Хорошисты разных школ

В тесте участвуют автомобили: Hyundai Tucson, Kia Sportage Посмотреть другие фото (15) Одинаковая гамма двигателей, идентичные полноприводные трансмиссии, коробки передач, подвески, тормозные системы, схожий набор устройств безопасности. Честно говоря, даже понятие «на одной платформе» не в полной мере отражает конструктивную общность этих автомобилей.

» Корейские автомобили - 3833 - читать


Peugeot 307, Volkswagen Golf, Alfa Romeo 147: Одноклассники разных школ

В тесте участвуют автомобили: Peugeot 307, Volkswagen Golf, Alfa Romeo 147 Посмотреть другие фото (34) Автомобили так называемого "гольф-класса" - одни из самых популярных на европейском рынке. Ясно, что они, с одной стороны, должны быть "народными", то есть доступными для разных слоев общества, с другой - отвечать самым жестким нормам.

» Французские автомобили - 2795 - читать


После испанской ссылки Бекхэм вернется в школу

Дэвид Бекхэм намерен посвятить себя своей футбольной школе, когда закончит карьеру игрока. Он может научить молодежь точной передаче и свободному удару в верхний угол, а также рассказать ученикам поучительную историю о мадридском "Реале". В чемпионате Испании "Реал" отстал от "Барселоны" на 11 очков.

» Спортивные школы - 1409 - читать


Новички бьют старожилов. В списке лучших бизнес-школ сменились многие лидеры

В этом году в рэнкинге бизнес-школ США от The Wall Street Journal/Harris Interactive лидеры снова поменялись местами: 1-е место досталось University of Michigan, 2-е — Dartmouth College.

» Маркетинг - 2002 - читать


Азиатские бизнес-школы — тоже платформа для отличной карьеры. Но пока только в Азии

Бизнес-образование в странах Азии появилось относительно недавно. С момента основания бизнес-школы этого региона создавали и воплощали в жизнь свои учебные планы на основе американской системы. Стремление подражать основателям программ МВА пошло азиатам на пользу: всего за 15 лет им удалось пройти путь, на который Запад в свое время потратил полвека.

» Бизнес идеи - 2202 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Семейная психология » Родительская школа

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru