Современная начальная школа принимает «подготовленных детей»… Скоро в первый класс!!! Готовитесь??? Совершенствуетесь в чтении, счете и письме? Парадоксально, но даже эрудированный, бегло умеющий читать ребенок, освоивший счет и письмо, может испытывать огромные сложности на занятиях! Недаром профессиональные психологи отмечают октябрьско-ноябрьскую вспышку обращений родителей первоклашек с вопросами школьной дезадаптации.
В чем же основная причина дискомфорта и неуспешности некоторых учеников?
Готовь сани летом…
Процесс подготовки будущего ученика начинается задолго до начала настоящих сентябрьских занятий. Практически каждая школа выдвигает ряд определенных требований по отношению к старшему дошкольнику, готовящемуся к обучению. Педагогический подход к вопросу готовности будущего школьника следующий. Ребенок для успешного обучения должен к первому сентября обладать обширным набором знаний, умений и навыков. Во время собеседования или «вступительного испытания» педагоги начальных классов экзаменуют будущих школьников. Знает ли малыш профессию своих родителей, город и страну, в которых живет, время года, когда опадают листья и многое-многое другое. Умеет ли читать и составлять рассказ по картинке, складывать, вычитать и писать? Если умеет читать и писать, то насколько хорошо развит этот навык? Чтобы достойно выдержать вступительные испытания, требуется очень хорошо подготовленная «база» знаний. В настоящее время очень распространены подготовительные годичные, а в некоторых школах и двухгодичные, подготовительные группы. Посещая такую «маленькую школу», малыш готовится к вступительным экзаменам. Естественно, если вы хотите, чтобы малыш учился в хорошей школе, стоит записаться и посещать подготовительные занятия. Развивающие занятия с дошколятами необходимы, но не достаточны для благополучного старта! Лишь сочетание психологической готовности и набора обширных знаний, умений и навыков позволит первокласснику успешно осваивать азы науки. Психологическая составляющая готовности к обучению не возникает спонтанно или внезапно. Она рождается как закономерный этап интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Поэтому наравне с занятиями чтением, письмом, рисованием, счетом и т.д., родителям и будущим первоклашкам стоит заняться развитием различных сторон психологической готовности к школе. И как говориться в пословице: «Готовь сани летом…», начинать занятия стоит не в июле-августе, а задолго до первого сентября. Ведь этот путь длинный и требует систематических занятий с ребенком.
Новая система отношений
Школа, уроки, оценки, отношения с учителем и одноклассниками, домашние задания и многое другое, - все это формирует особенную, новую, непривычную систему отношений ребенка и окружающих.
В жизни ребенка появляется новый взрослый – учитель. Это не мама и не воспитательница детского сада. Учитель занимает позицию ведущего, главного, тогда как ученику необходимо занять позицию обучающегося и ведомого. Педагог предъявляет ряд требований к первоклашкам: строго следит за выполнением предложенных учебных заданий, просит постоянного внимания и усидчивости, оценивает достижения учеников. Но дошкольник привык к другим отношениям со взрослыми. Мама и папа принимают своего малыша таким, каков он есть, взаимоотношения ребенка и родителей строятся не на оценках. Конечно, модель «учитель-ученик» не является абсолютно незнакомой для будущего первоклассника, дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, постепенно перестраиваются и привыкают к новой системе отношений. Для того чтобы ребенку было интересно и комфортно в школе, чтобы уроки стали увлекательными, а обучение результативным, дошкольник должен вырасти, перейти на новый уровень возможностей, у него должны появиться новые потребности, которые он сможет реализовать в «учебной ситуации». Психологическая готовность к школе – это готовность ребенка к новой системе отношений, ко всем ее компонентам.
Основные «ингредиенты» психологической готовности к школе
Великий нехочуха, или почему мой ребенок не хочет идти в школу?
Причин, из-за которых вчерашний дошкольник не хочет учиться в школе, может быть множество. Застенчивый слишком ребенок может испытывать сложности в обучении или, наоборот, обуреваемый чувством соперничества, быстро утомляемый или гиперактивный, ребенок с плохо развитой тонкой моторикой или с задержкой речевого развития… список продолжать можно до бесконечности. Но, как это ни странно, в большинстве случаев «нежелания» посещать школу ребенок изначально не хочет идти учиться, потому что психологически мал для этого занятия. Примерно к 7 годам у нормально развивающегося ребенка возникает желание узнавать что-то новое, учиться, постигать глубины неизвестного. Сейчас очень часто можно встретить за партой 5-6-леток, чаще всего на этом месте оказываются мальчики, чьи родители заблаговременно пытаются увеличить в будущем число возможных попыток поступления в ВУЗ. Бывают такие случаи, когда в раннем и дошкольном возрасте ребенок быстро развивается, что подталкивает родителей записывать ребенка в школу раньше. Каждый родитель знает, понимает и чувствует своего ребенка лучше любого педагога и психолога. Поэтому именно родитель может принимать окончательное решение, оставаться еще на год в детском саду или дома с мамой, папой или прародителями, или же поступать в начальную школу.
Составляющие успеха:
Психологическая подготовка ребенка к школе состоит из трех компонентов, каждый из которых активно формируется на протяжении дошкольного возраста. Успешное обучение и комфортное состояние ребенка в школе зависит, во-первых, от уровня развития интеллекта, во-вторых, от развития личностно-волевой сферы, и, наконец, от сформированности позиции ученика и желания учиться и познаваться окружающее.
Чаще всего именно развитию интеллектуальной функции родители и педагоги уделяют огромное количество сил и времени. Основные линии развития – это развитие способности к обобщению и развитие мышления ребенка.
Играя, читая, гуляя на улице вместе с ребенком, вы можете «обучать» и развивать его интеллект. Простая игра на определение хорошо известных малышу понятий, таких как: одежда, посуда, еда, животные и растения, - будет развивать понятийное мышление будущего ученика. Чтобы игра была увлекательной, стоит по очереди задавать вопросы и отвечать.
Всей семьей можно смастерить лото «Найди лишнее». Карточки для незамысловатой игры вы можете нарисовать красками, карандашами или фломастерами, можно выполнить их в технике аппликации, используя вырезанные из красочных глянцевых журналов необходимые предметы, а также возможно использовать в качестве игровых карточек фотографии. Участник развивающей игры должен из четырех карточек, изображающих, например, сливу, яблоко, морковку и апельсин, выбрать три подходящих друг другу и одну – лишнюю (морковка). Три карточки, которые остались обязательно надо назвать одним словом, т. е. объединить под общим понятием «фрукты». При изготовлении карточек для развивающего лото старайтесь, чтобы правильный ответ не всегда был очевиден «маленькому» игроку, создавайте провоцирующие на ошибку комбинации карточек. Так, например, зрительно морковка и апельсин как бы объединяются в сознании игрока, что создает определенную сложность при принятии верного решения, т. е. объединения предметов по существенному признаку. Самодельное лото всегда может быть обновлено новыми комплектами карточек! ( готовые лото можно посмотреть здесь)
Развитию памяти, внимания и мышления будущего школьника так же очень способствует игра «Найди дорогу» или лабиринты. Вы можете встретить разнообразные варианты этого весьма полезного занятия в детских журналах и раскрасках.
Личностно-волевая сфера, в отличие от интеллектуальной, практически всегда ускользает из поля зрения родителей и педагогов, но она очень важна для благополучной учебы первоклассника. Чтобы будущему ученику было комфортно в школьных стенах, он должен научиться подчиняться правилам, которые диктует новая система отношений. Кроме того, выполняя задания, ваш ребенок будет получать оценки своей учебной деятельности. Это непростое испытание для любого человека, и тем более для ребенка.
Для развития личностно-волевой сферы ребенка можно попробовать играть, соблюдая правила. Для этой цели великолепно подходит игра «Черно-белое не носить, да и нет - не говорить». А чтобы не всегда отличные оценки не стали причиной слез и отказа учиться дальше, чаще хвалите своего ребенка за достижения, обращайте внимание на сильные стороны.
Очень важно для успешной учебы, естественно, настоящее желание познавать неизвестное. Лучше всего, чтобы дошкольник ходил в любимый кружок, студию или в секцию, где есть задания, и выполнял их.
Конечно, желание познавать, читать и писать, учиться новому, мастерить и рисовать рождается в ребенке вместе со взрослым, в общем деле, в общих интересах и занятиях. До первого сентября достаточно времени, чтобы сделать домашнее лото или сыграть во множество других развивающих игр, главное, чтобы было общение и дело, которое объединяет. Дерзайте!!!