Удивительный возраст «Я сам!»
Потребность в самостоятельных действиях возникает у ребенка очень рано. Ползание, первые шаги, ручные операции выполняются им со значительными затратами энергии, нарушением координации. А еще частыми падениями, ушибами, обидами и слезами. Но стремление к активности, самостоятельности и независимости толкает его вперед на новые «подвиги». Малыш получает истинное удовольствие от многочисленных повторений, убеждаясь каждый раз в своих возрастающих возможностях, наслаждаясь самими действиями.
Потребность ребенка в самостоятельных действиях настолько велика, что, если лишить его активного взаимодействия с окружающим миром, он не только начнет отставать умственно, но и может навсегда утратить желание познавать новое. Родители должны предвидеть, что лишенный самостоятельности малыш начинает капризничать, отказывается подчиняться требованиям взрослого. Возникает детская нервность.
Как только ребенок начинает бойко ходить, произносить не только отдельные слова, но и фразы, производить с предметами различные действия, появляется новая категория самостоятельных стремлений. В своем желании самостоятельно одеваться, умываться, делать что-то по дому маленькие дети порой бывают невыносимы. Безусловно, гораздо проще и быстрее самим одеть малыша, обуть, умыть и накормить, чем наблюдать за ним, теряя терпение, да потом еще перемывать посуду, пол; перестилать постель, заново раскладывать вещи. Но ведь всем хочется видеть своего ребенка в будущем трудолюбивым, аккуратным и заботливым.
Чтобы последствия деятельности маленького помощника были менее плачевны, создайте ему условия для самостоятельности: выделите удобные полки для одежды и игрушек, сделайте доступными туалетные принадлежности, нанесите метки на одежду, чтобы ребенок мог правильно надевать ее. Хвалите его за желание делать что-то посильное и уважайте его великое «Я сам!».