Мы с бабушкой объясняли Лерочке, что это за предметы и как с ними играть, кто эти животные как называются и кричат.
Затем, когда Лере стало месяцев около шести, Лерочка ещё не умела сидеть, мы с неё лёжа рассматривали книжки из картона. Это были первые сказки – Курочка ряба, Колобок, Репка. Я ей читала сказку и показывала где бабка, внучка, репка, кошка, потом спрашивала, а она с удовольствием показывала на узнанных ею героев.
Одновременно со сказками я купила несколько азбук, самых простых, где на странице был нарисован только один предмет, например арбуз и такого же размера, красочная буква «А», внизу странице подписано «Арбуз». Я стала дочке показывать предметы нарисованные в азбуке, и подумала, что для ребёнка арбуз и буква «А» одинаково незнакомые понятия. Если я буду показывать на арбуз и называть его, объяснять что это такое, то будет странно не сказать про нарисованную радом красочную букву «А», тогда я стала называть и буквы, и показывать их в словах – арбуз, мышка и т.д. Лера сразу сообразила, для чего нужны эти буквы в написанных на картинках словах. Затем, читая дочке сказки, я водила пальцем под строчками.
Ещё очень помогла в обучении чтению телепередача «Улица Сезам». Её показывали несколько раз в неделю, на протяжении года и Лерочка её смотрела с удовольствием. В этой программе в игровой форме с песнями, объяснялось, что такое верх – низ, отрыть – закрыть, руки помыть и в каждой программе знакомили с новой буквой и цифрой. Так к девяти месяцам, стоя в кроватке, держась за перила, дочка пела вместе с героями «Сезама» - О, У, А , М. Я купила всех героев из этой передачи и ещё огромную азбуку « Улица Сезам», 1 м высотой, со стихами и загадками.
Занимались мы с ребенком очень много, каждый день, несколько часов в течение дня, конечно не только чтением, но и играми. Основной моей целью было научить ребёнка говорить. Леру никто не заставлял, она кричала, требовала внимания, чтобы с ней занимались. Чтобы ребенку было интересно, я практически каждый день покупала новые книжки. Это были сказки, например, «Колобок» в разных изданиях, колобок резиновый, для игры и тому подобное и конечно различные азбуки. Азбуки - животных, растений, цветов, профессий, с различными картинками, стихами, загадками. С помощью азбук, я думала, легче научить ребёнка говорить.
Так Лера в 1,5 года научилась хорошо говорить и знала азбуку. Но от азбуки до чтения ещё очень большое расстояние.
Когда Лерочка знала уже все буквы, мы подумали, что же делать дальше, либо надо больше не спрашивать азбуку у ребёнка и тогда она быстро забудется, либо учить дальше, читать. Дочка требовала, чтобы с ней занимались, ей было интересно всё, и особенно она любила книги.
Тогда я и Лерина бабушка стали заниматься по более сложным азбукам и букварям. Это были азбуки со словами разбитыми на слоги, с заданиями. Книг было очень много, среди них более удачные и менее, сильные в одном, но слабые в другом. Но в совокупности все они принесли пользу. Лерочка всё время проявляла интерес, насильно её никто не заставлял. Мы постоянно её хвалили, за самые маленькие успехи, но если у неё что-то не получалось, она возвращалась к этому снова и снова пока не добивалась результата.
Когда дочке исполнилось ровно два года, она уже читала, но не по слогам, а целыми словами, иногда путала окончания, так как видела сначала корень слова, а затем читала окончание. Скорость чтения была поразительной и с каждым днём она увеличивалась. Лера не только механически читала, но и понимала прочитанное. Могла рассказать что прочитала, в чём смысл прочитанного. Взрослые книги мы ей не давали, она читала детские сказки, стихи. Были и любимые – «Спящая красавица», «Белоснежка». Эти книги были у нас в разных вариантах по 7 – 8 книг различных изданий. Она разыгрывала эти сказки со мной, бабушкой или своими игрушками.
В 2 года и 6 месяцев Лера читала книги, детские журналы «Спокойной ночи!» и видела в них орфографические ошибки. Эти ошибки вызывали у неё возмущение, она их зачеркивала карандашом или фломастером. Лерочка также любила играть в «Эрудит», составлять слова, писать имена любимых героев.
В это время она очень заинтересовалась другими языками, самостоятельно по английской азбуке и компьютерной программе выучила английский алфавит, причем в этом мы ей уже помочь не могли, так как английского языка не знаем. Её интересовали надписи на этикетках различных продуктов и товаров, она всегда спрашивала на каком языке написано – на английском, немецком, польском, чешском. И очень скоро она уже могла отличить один язык от другого.
Сейчас Лере 6 лет и 8 месяцев она учится в 6 классе гимназии школы им. М.В. Ломоносова № 1530, в эту гимназию она поступила в 4 года. Учеба ей доставляет огромное удовольствие и не только гуманитарные дисциплины, но и математика и естествознание.
Моё мнение такого, что чем раньше ребёнка учишь читать, тем легче это ему даётся.