Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...

 

Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...

 

 

Когда учить ребенка читать? Рано или поздно все родители сталкиваются с этой проблемой. Одни не мучают свое чадо алфавитом лет до шести, другие начинают занятия, когда малыш еще не вышел из пеленочного возраста. Кто из них прав? И как строить занятия, чтобы они были интересны и познавательны?

загрузка...

 

 

Когда начнем?

Большинство психологов считает, что слишком раннее обучение детей чтению (до трех лет) может привести к перекосу в развитии ребенка. Самое лучшее время, когда малышу уже исполнилось четыре или пять лет, и он научился хорошо говорить. Это, конечно, не означает, что ребенок должен строить фразы, как взрослый. Он может еще шепелявить и картавить, не выговаривать длинные сложные слова и иногда не согласовывать падежи.
Если малыш заговорил довольно поздно - годам к трем - или имеет серьезные дефекты произношения, бедный словарь, говорит короткими предложениями и вообще не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам - с обучением чтению лучше не спешить.


От звука к букве

Самое важное правило, которое должны усвоить родители - строить обучение по принципу от звука к букве. Буква - это знак звука. Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно им обозначается. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен открыть для себя, что любое слово состоит из звуков, а уже потом "разобраться в отношениях" звука и буквы.

Звуковой период обучения продолжается недолго: месяца три-четыре. При этом заучивать буквы ребенок может уже на втором месяце занятий. Но пусть обучение проходит в форме игры, а не "обязаловки", с выставлением оценок за успеваемость. Малышу должно нравиться разучивать звуки и буквы. И если вам удается удерживать тему игры десять-пятнадцать минут, это свидетельствует об эффективности ваших педагогических усилий. Предлагаем вам несколько игр, которые помогут ребенку научиться на слух различать звуки в слове.


Как жужжит пчела?

Вы спрашиваете ребенка: Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: "Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным".

Для протягивания звука В можно разыграть встречу двух машин: Я ВВВожу оВВВощи, а ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать налеВВВо? А напраВВВо? ДаВВВай устроим сореВВВнование - кто лучше заВВВодится. ВВВ...

Играя в "разговор двух пароходов", ребенок научится протягивать звук У. Акцентируя в словах звуки Ш и С, предложите малышу поговорить, как змеи.

Когда ребенок научится протягивать, усиливать, пропевать отдельные звуки в словах, усложните перед ним задачу: С какого звука начинается слово "муха"? Протяни этот звук. А есть М в слове "дом"? В слове "стена"? Какие ты еще можешь назвать слова на звук М?


Игра в "магазин"

Разложите на "прилавке" всевозможные вещи: игрушки, книжки, ластики, пуговицы и т.д. "Продавец" - взрослый. Ребенок приводит в магазин покупателей: кукол и игрушечных зверей. Каждый покупатель выбирает себе товар. Но продавец отдает товар лишь в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет. Естественно, что за игрушек отвечает ребенок. Если он затрудняется с ответом, придите к нему на помощь.

Можно поменяться ролями с малышом - пусть он побудет "продавцом". А вы, называя первый звук в слове, умышленно ошибайтесь. Очень важно, если ребенок заметит и поправит вашу ошибку.


Игра в доктора Звукова

- Я доктор Звуков, - объявляете вы ребенку, надев белую шапочку или что-нибудь подобное, - если твои куклы не научились выговаривать какие-нибудь звуки, я их вылечу. Таня, - обращаетесь вы к кукле, - скажи: "На горрре Арррарррат рррастет крррупный виногрррад". И картавите за Таню: "На голлле Алллалллат ллластет клллупный виноглллад". Ваша дочка не выговаривает Р. Я назначаю ей лекарство: назвать десять слов, на Р начинающихся, и пять слов, на Р заканчивающихся.

Вы сможете подсказывать слова сами или прислать "медсестру". Ребенок (в роли медсестры) отвечает за Таню, и она постепенно выздоравливает. Играть следует в том случае, если ваш малыш сам не картавит.


Дом звуков

Эта игра поможет выделять все звуки в словах из трех-пяти звуков.

Вы рисуете дом с тремя окошками и объясняете малышу, что в доме живут имена. В каждой квартирке - по жильцу-звуку. Пошел в свой дом КОТ. У него три комнатки. Каждый звук спит отдельно. Надо уложить кота спать. Кто спит в первой спаленке? Вы даете ребенку в руки фишку размером с окошко домика: "Это звук. Позови его спать". Малыш зовет: "К-К-К" - и кладет фишку в первую комнатку и т.д. Если ребенок "теряет" второй звук и второй фишкой "ловит" звук Т, вы удивляетесь: "Разве здесь живет КТ? Я думала, что здесь живет кОООт!"


Переходим к буквам

Показывая малышу букву, называйте не ее "официальное", алфавитное название, а тот звук, который она обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть, как можно дольше, и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой.

Вводя букву, называйте как можно больше слов, которые начинаются с соответствующего звука. Давайте ребенку только печатные образцы букв - письменным его научат в школе. Он легче запомнит букву, если попробует ее нарисовать или выложит ее из палочек, начертит на снегу или песке.

Начните с показа согласных букв, которые ребенок хорошо выговаривает. Первыми надо вводить буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо вводить первыми Д, Ж, З) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К. Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т - их легко спутать. Чтобы маленький ученик узнал в букве заменитель звука, включите выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в "Дом звуков" и отпраздновав новоселье волка (выделив все четыре звука в слове ВОЛК), вы предлагаете сделать новоселу подарок - написать на его доме имя хозяина.

А когда малыш запомнит уже восемь-десять букв (из которых шесть-семь гласные), приобщайте его к письменной речи. Ребенок, хорошо владеющий звуковым анализом слов, сможет написать отдельную фразу, даже если он не знает всех составляющих ее букв. Например, ребенок, незнакомый с буквами Д, Й, Р, присылает маме на кухню следующее письмо: "ава.. иг...ать". И маме придется, по-видимому, выполнить просьбу ребенка.


Предлагаемые ниже игры помогут научить ребенка распознавать буквы


Стихи-путаницы

Выложите на стол карточки с буквами и попросите ребенка, выслушав стишок, найти ту букву, которая "сбежала" из стиха или "прибежала" в него, сделав потешным и нелепым:

Землю роет старый кот,
Под землею он живет.
Нам темно. Попросим папу
Нам включить поярче лапу.
Любопытные мартышки
Собирают с елок фишки.
Здесь хорошее местечко -
Протекает рядом печка.


Исправь букву

Пусть ребенок исправит буквы, которые слегка "подгрыз" жучок-буквоед.

Эта игра требует точного знания графики букв, умения восстановить букву по ее элементам.


Поменяй вывески

Ветер-шалун пролетел над городом, сорвал с магазинов вывески и поменял их местами. Жители города не знают теперь, куда отправиться за хлебом, а куда - за кисточками и карандашами. Пусть ребенок поможет вернуть вывески на свои места. А чтобы это сделать, он должен не только прочитать вывески, но и написать недостающие.


Кто составит больше слов

Ребенок должен соединить слоги правого и левого столбиков, чтобы они образовали слова.

КО....МАР
ГОР...МАН
КНИ...МОК
РА....МА
РО....ГА
КАР...ЛО
ЛИ....ЛИ
КУ....МОН
УГ....ЛАК
НУ....ЛЕК


Надеемся, что такая полуигровая - полуучебная форма обучения понравится вам и вашему ребенку. Но игра не всемогуща - она едва ли способна научить ребенка беглому, самостоятельному чтению. И помогая ребенку в игре преодолеть первые технические сложности чтения, вы должны позаботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.


По материалам книги Л.Матвеевой, И.Выбойщик, Д.Мякушкина
"Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке"

Статья получена: www.Mamochka.kz

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Сеть&nb p;&mda h; это наше все

Минувшая неделя прошла для нас под знаком дня рождения компании .masterhost. Да-да, 4 марта одному из лидеров отечественного хостинга исполнилось пять лет. « Ребеночек» уже немаленький — на его серверах поддерживается более 7000 доменных имен и размещено более 6500 проектов.

» Интересное в сети - 1380 - читать


Объять необъятное... или Стандарт управления проектами — это наше все!

Григорий Ципес, Александр Товб Статья опубликована в журнале " Директор ИС", № 6, 2002 год Стандарт управления проектами и человеческие ресурсы Сколь бы детальным ни был стандарт, в него невозможно вложить весь объем сведений, необходимых руководителю проекта. Да стандарт и не предназначен для этого.

» Управление и менеджмент - 1677 - читать


Вернись, я все прощу. Как заставить клиента прийти во второй раз

"Ведомости" / Александр Цакунов Эксперты сходятся во мнении, что привлечь клиента один раз намного легче, чем склонить его к повторной покупке. Зато затраты на удержание постоянного клиента гораздо ниже, нежели на привлечение нового. По данным компании "

» Управление и менеджмент - 2408 - читать


Рациональная схема может угрожать всем нашим историческим городам

Сегодня Михаил Хазанов -- один самых востребованных и известных архитекторов Москвы. Он из поколения "бумажных архитекторов" 1980-х, в те годы работал в виртуальном мире конкурсов.

» Строительство жилья - 1428 - читать


Наши ТЦ впереди Европы всей

По объему ввода новых торговых центров Россия выходит на первое место в Европе: если верить заявлениям девелоперов, до конца 2008 года у нас в стране введут в эксплуатацию 4,6 млн кв. м торговых площадей. Для сравнения: по всей Европе – 11,4 млн кв. м.

» Бизнес Недвижимость - 1269 - читать



Статья на тему Дети и их родители » Развивающие игры и игрушки » Буквы все - от А до Я - наши верные друзья...

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru