Как скажет любой психолог и педагог, дошкольный возраст - это период детских игр. Во время игры начинает работать детское воображение, ребенок учится представлять образы, фантазировать. Все это, как никогда кстати, пригождается в процессе обучения, когда, например, необходимо разыграть на уроке сценку или написать сочинение. Ребенок постоянно хочет стать лучше, взрослее, интереснее. В этом ему и помогают игры.
Итак, главная цель игры - это не сама игра, а развивающая функция, которую она несет. Это главный источник познания окружающего мира. Дети проигрывают между собой сотни сюжетов и ситуаций. Это может сначала показаться просто приятным и интересным времяпрепровождением, но, с другой стороны, в результате таких игр, дети учатся понимать особенности взаимоотношений между людьми, правила поведения, учатся чувствовать и переживать разные эмоции. Эти процессы ведут к формированию богатого внутреннего мира ребенка. Ребенок примеряет разные социальные роли. Это происходит в тот момент, когда во время игры он принимает на себя образ того или иного персонажа. Ему становится ясно, какой персонаж ведет себя плохо, а какого можно считать эталоном и примером для подражания.
Еще одним преимуществом отсюда является умение действовать по определенным правилам, а также корректировать свое поведение в зависимости от этих правил. Для ребенка-дошкольника игра становится очень важным компонентом развития и воспитания. Однако, родители должны понимать, что просто взять в руки куклу еще не означает поиграть с ней. Как показывает практика, отнюдь не все дети умеют играть. Как же их этому научить? Ответ прост: родители должны играть вместе со своими детьми. Именно взрослый может показать, что кукла, оказывается, умеет говорить, у нее есть свой характер. Или пример игры родителя с ребенком, когда мама предлагает малышу быть мамой-кошечкой, а дочери - доченькой - кошечкой. При необходимости мама даже и замяукает, тем самым показывая дочери, как надо примерять на себя ту или иную роль. Главное, чтобы игра была эмоциональной, веселой, чтобы все участники играли с настроением. Авторитет взрослого при этом значительно повышается в глазах ребенка, а также совместные игры очень сближают родителей и детей. В вашем арсенале должны присутствовать такие игрушки, как маленькие куклы, пластмассовые пупсы, разнообразные мягкие игрушки, наборы мебели, посуды, различные конструкторы, а также наборы для различных ролевых игры в доктора, парикмахерскую, магазин, резиновые мячи, приспособления для игр с песком и водой. Они никогда не наскучат ребенку и разнообразят его игру.