Счет по Лупан лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Чтобы считать, нужно понимать суть самого процесса счета. Считайте все. Повторяйте цифры вслух, громко и четко, прежде чем что-либо сделать - потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки. Объясните, что такое ноль: при переходе к символам ноль понадобится для записи цифры после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее - совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: "Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?". Переходите к другим видам счета.
Контактный счет: попросите пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой, затем предметы перед ним.
Обратный счет: ребенок не научится вычитать, если не умеет "считать назад".
Счет до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймет это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.
Поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером и т. д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.
Четные и нечетные числа. Если разделить горох поровну- это четное число, останется "излишек"- нечетное. Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте в поочередный счет, при этом один называет нечетные числа, а второй - четные. Крайне важно, чтобы счет вошел в привычку. Приведенные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой - научить считать разными способами. В результате малыш начнет считать все, что его окружает. Поощряйте такое стремление: ежедневные упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.
Речь по представлениям Лупан начинает развиваться не в момент, когда ребенок произносит первое слово, а с рождения. Задолго до этого идет длительный процесс, который можно ускорить или замедлить своим поведением. Здесь Лупан солидарна с выводами Франсуаза Дольто о том, что "с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!"
Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. Знакомьте с частями тела - во время массажа и игры называйте части тела, до которых дотрагивайтесь, скажите: "Это нос Сашеньки! Это нос мамы!" Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; о нем самом, о том, что сейчас он отправится в страну снов, и т. п. Показывайте все, что его окружает, ясно, четко называйте это.
Поверьте, рекомендации и "наработки" Сесиль Лупан не оставят вас равнодушными. Претворяя их в жизни, вы обязательно придумаете на ходу что-то свое.