Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Компьютеры » Периферия и оргтехника » "Звёздный" комплект: штурвал и педали CH Products

 

"Звёздный" комплект: штурвал и педали CH Products

 

 

Мой первый компьютер был богат на человеко-машинные интерфейсы. Кроме телевизора "Рубин" и одноголосной звуковой системы ПЭВМ "Дельта-С" на базе процессора Zilog Z80 позволяла подключить пару джойстиков. Последние не представляли собой ничего, кроме пяти микропереключателей, собранных в конструкцию разной степени фалличности.

Об аналоговом (иногда говорили - пропорциональном) управлении тогда не шло и речи. Наклон рукоятки в одном из четырёх направлений приводил к замыканию соответствующего контакта, гашетка исполняла свою единственную функцию.

загрузка...

 

 

Играть с помощью такого джойстика можно было почти в любые игры, которые не требовали более пяти клавиш управления - даже в бильярд и тетрис.

В немногочисленных Spectrum-симуляторах большого толку от джойстика не было. Возможно, поэтому приход аналоговых устройств управления в сектор ПК не был отмечен мной как что-то, достойное внимания. Появление на рынке очередной ручки управления самолётом или двигателем (РУС/РУД) вызывало недолгий интерес, так как различались новые манипуляторы незначительно. Да и PC-инкарнация спектрумовской Elite особых восторгов не встретила. В авиационные же симуляторы (кроме полуаркадного F-29: Retaliator) поиграть как следует не довелось.

Затем случились Descent и Privateer - виртуальный космос опять обрёл привлекательность. Но бороздить просторы вселенной, управляя кораблём одной правой было... как-то неаккуратненько. Многотонным старшипом или вёртким космическим штурмовиком следует управлять всеми конечностями, считал я тогда. Напомню, что "Ил-2" от Maddox Games ещё не выкатил на рулёжку и энтузиастов аналогового управления было немного - что сказывалось на количестве ввозимых джойстиков. Выбирать было не из чего и оставалось только удивляться, почему ассортимент манипуляторов ограничен ручками, геймпадами да рулями.

Следующий всплеск интереса к игровым манипуляторам случился у меня год назад - когда коллега из "Домашнего компьютера" кратко описал ситуацию в мире ПК-симуляторов. Оказывается, штурвалы действительно редкость в этом секторе рынка: существует не три и не две модели авиаштурвалов, а только одна! Устройство Flight Sim Yoke USB от компании CH Products - единственный на планете манипулятор, позволяющий управлять самолётом обеими руками. Мечта, почти воплощённая в жизнь, тут же развеялась - найти редкий девайс в российской рознице не представлялось возможным. Но прошло время и компания " Комптураша" предоставила нам для тестирования штурвал Flight Sim Yoke USB и педали Pro Pedals того же производителя.

Знакомство - штурвал

Дизайнерских находок штурвал не представил. Всё по-деловому - чёрный пластик, простейшая форма кнопок и переключателей. Расстояние между рукоятками показалось мне оптимальным, угол вращения чуть маловат - градусов 50 влево/вправо от вертикали - но калибровка должна здесь помочь. Самое главное - сделано всё очень прочно. Выходя из пике, частенько случалось тянуть штурвал на себя изо всех сил (хоть это и необязательно, но выходит само собой). За три недели тестирования никаких ухудшений в механике отмечено не было.

Flight Sim Yoke USB богат органами управления - одних аналоговых осей тут имеется целых пять штук. Кроме обязательных крена и тангажа присутствует ручка газа (автоматически определяемая практически всеми использованными играми) и два дополнительных аналоговых регулятора. Один из последних отвечает за шаг винта, второй позволяет одновременно управлять шагом винта и газом. Но эти регуляторы характерны для симуляторов с максимальным реализмом, в прочих же играх на них можно назначить угол поворота закрылков, элеронов, руля и т.п.

Кнопки на штурвале организованы трояким образом. Традиционных кнопок имеется четыре штуки - это гашетки спереди обеих рукояток и пара кнопок наверху левой. К сожалению, гашетки не оформлены в виде спусковых крючков и находятся несколько выше указательных пальцев - если ухватить штурвал "по умолчанию". Всё-таки гражданская специализация штурвала даёт о себе знать.

Вторая группа кнопок собрана в две "качалки" (или rocker switch на языке производителя). Удобно назначить на них увеличение/уменьшение скорости (если не опозналась или не устраивает ручка газа), смену оружия, стрейф влево/вправо (например, для вертолётного или подводного симулятора), переключение экранов радара и другие подобные вещи. "Качалки" очень уместно расположились наверху каждой из рукояток и ориентированы по двум перпендикулярным осям.

Наконец, кнопки третьей группы представляют собой подобия двухпозиционных тумблеров и вынесены на передний торец корпуса штурвала. Щёлкнув ими вверх/вниз можно убрать/выпустить шасси/закрылки, либо менять оружие и другие параметры.

Последний "орган управления" таковым, строго говоря, не является. Это колёсико калибровки по оси Y, но в CH Products упрямо называют его триммером. Действительно, в полёте этим колесом можно скорректировать угол атаки, но делать это совершенно не удобно.

Смена ракурсов традиционно производится восьмипозиционной шляпкой, расположенной на правой рукоятке штурвала.

Кстати, управление по оси Y выполняется сдвигом штурвала на себя/от себя. Шток ходит сантиметров на пять-шесть вперёд/назад от центрального положения, так что вплотную к монитору штурвал не пристроишь, да и клавиатуру лучше убрать в сторонку. Иначе пикирование будет автоматически приводить к опорожнению бомбовых отсеков - если клавиша "пробел" назначена у вас на это действие.

Первое время пикирование посредством вдавливания штурвала в корпус ассоциировалось у меня с работой шахтёра в забое. Но выбирать не приходится - качающуюся колонку не сделать компактной. Затем я узнал, что штурвалы штокового типа в действительности существуют и успокоился. Да и крепить штурвал к столу будет понадёжнее, чем к сиденью. Крепление выполняется двумя струбцинами с пластмассовыми губками и металлическими винтами. Последние весьма длинны - сантиметров двенадцать - так что Flight Sim Yoke USB можно приделать к любому столу традиционного дизайна.

В коробке штурвала находится также пакетик с диском ПО, рекламный буклетик и двухлетнее гарантийное обязательство от CH Products. Софт представлен драйверами и программой конфигурации, но при наличии Windows XP этот диск вам не потребуется. Кстати, USB-шнур имеет приличную длину - около двух метров.

Знакомство - педали

Педали выполнены ещё внушительнее штурвала, пластик так же прочен, механизм работает с подсознательно ощутимой надёжностью. Мало какое компьютерное устройство вызывает такое чувство. Педали можно как нажимать, так и сдвигать. В последнем случае педали перемещаются в противоположные стороны. Увесистость конструкции и лязг при сдвиге педалей говорят о наличии металла в механике.

Windows XP также не потребовала драйверов к педалям, хотя устройство довольно экзотическое. Конфликта с подключенным одновременно штурвалом не возникло, так что использовать контроллеры можно совместно. Длина USB-шнура здесь тоже достигает двух метров.

Рискну предположить, что используя оборудование CH Products, можно составить настоящий "экипаж машины боевой". Командир танка с клавиатурой и мышью колдует с радарами и связью, иногда постреливая из зенитного пулемёта. Педали отданы наводчику главного орудия - вращать башню, нажимать на спуск, менять тип боеприпаса. Механик-водитель с контроллером CH Throttle Quadrant может вести машину так, как это принято в танке - регулируя тягу правой и левой трансмиссий. А добавив к этому комплекту штурвал Flight Sim Yoke USB, можно втроём эффективно управлять многомоторным бомбардировщиком.

Несмотря на то, что педали предназначены как для гоночных, так и для лётных симуляторов, авиационные функции для них более свойственны. Так, поклонники максимального полётного реализма с интересом обнаружат, что сдвиг педалей автоматически назначается на управление элеронами (крен), а нажатие соответствует притормаживанию колёс шасси на рулёжке. Эти функции реализованы в таких играх, как Fly! и Microsoft Flight Simulator.

Тестирование

Сразу же встал вопрос - чем тестировать мечту? Из форумов виртуальных пилотов было выяснено, что штурвал и боевой самолёт - вещи несовместимые. Подавляющим большинством крылатых машин в "Ил-2: Штурмовик" полагается управлять именно РУСом и РУДом - для аутентичности. На долю штурвала оставались несколько бомбардировщиков, да сугубо гражданские X-Plane и MS Flight Simulator, что не выглядело привлекательно. Космические же пилоты в земном интернете, похоже, не водятся. Трёп на авиафорумах ведётся в основном вокруг "Ил-2" и Lock On: Modern Air Combat. Порадовавшись успехам российских игростроителей, я направил взор в глубины океана и космоса.

Нашумевшая некогда Yager, демо-версия которой оказалась на диске журнала Game.exe, выдала неприятный сюрприз. Не обнаружив поддержки инструкций SSE, игра отказалась работать с процессором Athlon. Хоть и сообщила о том, что полная версия игры обязательно запустится на чипах от AMD. Подходящего по мощности Pentium не нашлось, так что роль ополченца-фрилансера примерить не получилось.

Отлично повёл себя преемник Elite, симулятор космического торговца X2: The Threat. Но при длительных перелётах, выбрав курс, обычно снимаешь руки с штурвала. И тут отметилась склонность корабля слегка задирать нос. Позже этот эффект проявился и в игре WarBirds III, где частенько приходится несколько минут добираться до места действия. Похоже, кривую реакции по оси Y придётся тщательно настраивать.

Устанавливая Aquanox, я ожидал чего-то нового - всё-таки физика движения под водой несколько отличается от оной в воздухе и вакууме. Но нет, по ощущениям игра оказалась очень близкой с Comanche 4 - и такой же малоинтересной. Хардкорные подводные симуляторы трогать не стал - управление там сводится к возне с циферблатами и тумблерами. Аркадные же подводные игры, судя по обзорам, поголовно страдают атрофией физической модели.

В итоге тестирование штурвала свелось к рейдам в X2: The Threat и потасовкам в ретросимах Wings of War и WarBirds III. Последняя была выбрана за то, что кроме летательных аппаратов предлагает порулить и наземными средствами передвижения. Между прочим, довольно весело управлять танком с помощью штурвала и педалей, пусть и в ущерб аутентичности. Рекомендую эту связку тем, кому нравится гонять на фантастических ховерах и багги - удовольствие без насилия над ассоциативными центрами гарантировано.

Нужно отметить не очень удачное расположение ручек газа, шага винта и регулятора "шаг-газ". К ним приходится тянуться: левой рукой поверх штурвала, правой - вокруг оного. Снимать с рукоятки правую руку во время полёта не хочется - из боязни потерять контроль. Возможно, левшам управляться будет удобнее. И всё же лучше было бы вынести эти регуляторы на боковые стороны корпуса.

Итоги и замечания

Я не стану давать рекомендаций энтузиастам боевых авиационных симуляторов в силу небольшого опыта в этой области. Но то, что я испытал в WarBirds III и Wings of War, мне очень понравилось. Положительные впечатления от X2: The Threat могут быть следствием моей давней привязанности к жанру космического трейдинга. И всё же пощупать единственный в мире штурвал для лётного симулятора должен каждый причастный к этому делу.

Многочисленным поклонникам MSFS, X-Plane и Flight Unlimited выбирать вообще не из чего. Существует, конечно, "облегченный" штурвал Flight Sim Yoke LE USB, но у него отсутствуют аналоговые ручки шага винта и контроля "шаг-газ". А если человек разбирается в играх этого класса, он, конечно не откажется от каждого дополнительного регулятора. Да и от педалей Pro Pedals - тем более, что совместимость контроллеров обеспечена производителем.

А вот для "автосимулирования" я бы посоветовал всё же приобрести руль. Знакомый энтузиаст Need for Speed (и обладатель водительских прав), оценив штурвал в NFS: Porsche Unleashed, остался не очень доволен ограниченным углом поворота. Педали тоже оказались ему непривычны.

Мне же, как приверженцу космосимов, комплект из штурвала Flight Sim Yoke USB и педалей Pro Pedals кажется наиболее подходящим для патрулирования, торговли и выполнения квестов среди звёзд. Не поддерживается обратная связь - так ведь ударная волна в вакууме не распространяется. А увернуться от выстрелов и метеоритов с контроллерами CH Products будет проще простого.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью ""Звёздный" комплект: штурвал и педали CH Products":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

России нужны производители комплектующих

В последние годы финансовые вливания в российский автопром постоянно увеличиваются. Мало того, по результатам исследования агентства Ernst&Young Россия признана одной из наиболее перспективных стран для инвестиций, заняв второе место среди европейских стран (правда, в данном случае речь идет о всей России в целом, но автомобильная промышленность занимает тут далеко не последнюю роль). Звучит это, конечно, хорошо, но на самом деле в наш автопром иностранные компании по-прежн ...

» Немецкие автомобили - 2900 - читать


Звёздные тачки. Эксклюзив

Наши звезды – искушенные автомобилисты. Поэтому корреспондент КМ. РУ решил выяснить, кто из них какие авто предпочитает. • Smart Cabriolet Бориса МоисееваУ Бориса Моисеева самая маленькая, самая скромная машина во всем шоу-бизнесе - Смарт-Кабриолет компании Мерседес Бенц (цена 14.

» Немецкие автомобили - 2747 - читать


Mercedes SLR McLaren: Звездный час

В тесте участвуют автомобили: Mercedes SLR McLaren Шестьсот двадцать шесть лошадиных сил, 334 км/ч – «максималка» и звук, раскатистый, как в подземном гараже: «Мерседес-Бенц SLR Мак-Ларен» – это техника формулы 1 для улиц. Итак, вот он, гордость дома «Мерседес-Бенц»: вытянутый и слегка сутулый – готовый в любой момент устремиться вперед.

» Немецкие автомобили - 2083 - читать


Renault Scenic: Комплект без комплексов

В тесте участвуют автомобили: Renault Scenic Посмотреть другие фото (7) Его ждали с нетерпением. И больше всех... конкуренты, понимая, что законодатель моды на компакт-вэны не зря столько высиживал в конструкторских недрах Renault.

» Французские автомобили - 2620 - читать


«Звездные» колеса: Вадим Самойлов, группа «Агата Кристи»

Участник группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов к своему автомобилю BMW 1997 года выпуска относится исключительно как к транспортному средству. Его не пугают пробки – в этот момент можно спокойно подумать о вечном, выкурить любимую сигарету, послушать хорошую музыку. Купил Вадим свою машину несколько лет назад и даже не задумывается об обновлении.

» Разное - 2587 - читать



Статья на тему Компьютеры » Периферия и оргтехника » "Звёздный" комплект: штурвал и педали CH Products

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru