Мой первый компьютер был богат на человеко-машинные интерфейсы. Кроме телевизора "Рубин" и одноголосной звуковой системы ПЭВМ "Дельта-С" на базе процессора Zilog Z80 позволяла подключить пару джойстиков. Последние не представляли собой ничего, кроме пяти микропереключателей, собранных в конструкцию разной степени фалличности.
Об аналоговом (иногда говорили - пропорциональном) управлении тогда не шло и речи. Наклон рукоятки в одном из четырёх направлений приводил к замыканию соответствующего контакта, гашетка исполняла свою единственную функцию.
Играть с помощью такого джойстика можно было почти в любые игры, которые не требовали более пяти клавиш управления - даже в бильярд и тетрис.
В немногочисленных Spectrum-симуляторах большого толку от джойстика не было. Возможно, поэтому приход аналоговых устройств управления в сектор ПК не был отмечен мной как что-то, достойное внимания. Появление на рынке очередной ручки управления самолётом или двигателем (РУС/РУД) вызывало недолгий интерес, так как различались новые манипуляторы незначительно. Да и PC-инкарнация спектрумовской Elite особых восторгов не встретила. В авиационные же симуляторы (кроме полуаркадного F-29: Retaliator) поиграть как следует не довелось.
Затем случились Descent и Privateer - виртуальный космос опять обрёл привлекательность. Но бороздить просторы вселенной, управляя кораблём одной правой было... как-то неаккуратненько. Многотонным старшипом или вёртким космическим штурмовиком следует управлять всеми конечностями, считал я тогда. Напомню, что "Ил-2" от Maddox Games ещё не выкатил на рулёжку и энтузиастов аналогового управления было немного - что сказывалось на количестве ввозимых джойстиков. Выбирать было не из чего и оставалось только удивляться, почему ассортимент манипуляторов ограничен ручками, геймпадами да рулями.
Следующий всплеск интереса к игровым манипуляторам случился у меня год назад - когда коллега из "Домашнего компьютера" кратко описал ситуацию в мире ПК-симуляторов. Оказывается, штурвалы действительно редкость в этом секторе рынка: существует не три и не две модели авиаштурвалов, а только одна! Устройство Flight Sim Yoke USB от компании CH Products - единственный на планете манипулятор, позволяющий управлять самолётом обеими руками. Мечта, почти воплощённая в жизнь, тут же развеялась - найти редкий девайс в российской рознице не представлялось возможным. Но прошло время и компания " Комптураша" предоставила нам для тестирования штурвал Flight Sim Yoke USB и педали Pro Pedals того же производителя.
Знакомство - штурвал
Дизайнерских находок штурвал не представил. Всё по-деловому - чёрный пластик, простейшая форма кнопок и переключателей. Расстояние между рукоятками показалось мне оптимальным, угол вращения чуть маловат - градусов 50 влево/вправо от вертикали - но калибровка должна здесь помочь. Самое главное - сделано всё очень прочно. Выходя из пике, частенько случалось тянуть штурвал на себя изо всех сил (хоть это и необязательно, но выходит само собой). За три недели тестирования никаких ухудшений в механике отмечено не было.
Flight Sim Yoke USB богат органами управления - одних аналоговых осей тут имеется целых пять штук. Кроме обязательных крена и тангажа присутствует ручка газа (автоматически определяемая практически всеми использованными играми) и два дополнительных аналоговых регулятора. Один из последних отвечает за шаг винта, второй позволяет одновременно управлять шагом винта и газом. Но эти регуляторы характерны для симуляторов с максимальным реализмом, в прочих же играх на них можно назначить угол поворота закрылков, элеронов, руля и т.п.
Кнопки на штурвале организованы трояким образом. Традиционных кнопок имеется четыре штуки - это гашетки спереди обеих рукояток и пара кнопок наверху левой. К сожалению, гашетки не оформлены в виде спусковых крючков и находятся несколько выше указательных пальцев - если ухватить штурвал "по умолчанию". Всё-таки гражданская специализация штурвала даёт о себе знать.
Вторая группа кнопок собрана в две "качалки" (или rocker switch на языке производителя). Удобно назначить на них увеличение/уменьшение скорости (если не опозналась или не устраивает ручка газа), смену оружия, стрейф влево/вправо (например, для вертолётного или подводного симулятора), переключение экранов радара и другие подобные вещи. "Качалки" очень уместно расположились наверху каждой из рукояток и ориентированы по двум перпендикулярным осям.
Наконец, кнопки третьей группы представляют собой подобия двухпозиционных тумблеров и вынесены на передний торец корпуса штурвала. Щёлкнув ими вверх/вниз можно убрать/выпустить шасси/закрылки, либо менять оружие и другие параметры.
Последний "орган управления" таковым, строго говоря, не является. Это колёсико калибровки по оси Y, но в CH Products упрямо называют его триммером. Действительно, в полёте этим колесом можно скорректировать угол атаки, но делать это совершенно не удобно.
Смена ракурсов традиционно производится восьмипозиционной шляпкой, расположенной на правой рукоятке штурвала.
Кстати, управление по оси Y выполняется сдвигом штурвала на себя/от себя. Шток ходит сантиметров на пять-шесть вперёд/назад от центрального положения, так что вплотную к монитору штурвал не пристроишь, да и клавиатуру лучше убрать в сторонку. Иначе пикирование будет автоматически приводить к опорожнению бомбовых отсеков - если клавиша "пробел" назначена у вас на это действие.
Первое время пикирование посредством вдавливания штурвала в корпус ассоциировалось у меня с работой шахтёра в забое. Но выбирать не приходится - качающуюся колонку не сделать компактной. Затем я узнал, что штурвалы штокового типа в действительности существуют и успокоился. Да и крепить штурвал к столу будет понадёжнее, чем к сиденью. Крепление выполняется двумя струбцинами с пластмассовыми губками и металлическими винтами. Последние весьма длинны - сантиметров двенадцать - так что Flight Sim Yoke USB можно приделать к любому столу традиционного дизайна.
В коробке штурвала находится также пакетик с диском ПО, рекламный буклетик и двухлетнее гарантийное обязательство от CH Products. Софт представлен драйверами и программой конфигурации, но при наличии Windows XP этот диск вам не потребуется. Кстати, USB-шнур имеет приличную длину - около двух метров.
Знакомство - педали
Педали выполнены ещё внушительнее штурвала, пластик так же прочен, механизм работает с подсознательно ощутимой надёжностью. Мало какое компьютерное устройство вызывает такое чувство. Педали можно как нажимать, так и сдвигать. В последнем случае педали перемещаются в противоположные стороны. Увесистость конструкции и лязг при сдвиге педалей говорят о наличии металла в механике.
Windows XP также не потребовала драйверов к педалям, хотя устройство довольно экзотическое. Конфликта с подключенным одновременно штурвалом не возникло, так что использовать контроллеры можно совместно. Длина USB-шнура здесь тоже достигает двух метров.
Рискну предположить, что используя оборудование CH Products, можно составить настоящий "экипаж машины боевой". Командир танка с клавиатурой и мышью колдует с радарами и связью, иногда постреливая из зенитного пулемёта. Педали отданы наводчику главного орудия - вращать башню, нажимать на спуск, менять тип боеприпаса. Механик-водитель с контроллером CH Throttle Quadrant может вести машину так, как это принято в танке - регулируя тягу правой и левой трансмиссий. А добавив к этому комплекту штурвал Flight Sim Yoke USB, можно втроём эффективно управлять многомоторным бомбардировщиком.
Несмотря на то, что педали предназначены как для гоночных, так и для лётных симуляторов, авиационные функции для них более свойственны. Так, поклонники максимального полётного реализма с интересом обнаружат, что сдвиг педалей автоматически назначается на управление элеронами (крен), а нажатие соответствует притормаживанию колёс шасси на рулёжке. Эти функции реализованы в таких играх, как Fly! и Microsoft Flight Simulator.
Тестирование
Сразу же встал вопрос - чем тестировать мечту? Из форумов виртуальных пилотов было выяснено, что штурвал и боевой самолёт - вещи несовместимые. Подавляющим большинством крылатых машин в "Ил-2: Штурмовик" полагается управлять именно РУСом и РУДом - для аутентичности. На долю штурвала оставались несколько бомбардировщиков, да сугубо гражданские X-Plane и MS Flight Simulator, что не выглядело привлекательно. Космические же пилоты в земном интернете, похоже, не водятся. Трёп на авиафорумах ведётся в основном вокруг "Ил-2" и Lock On: Modern Air Combat. Порадовавшись успехам российских игростроителей, я направил взор в глубины океана и космоса.
Нашумевшая некогда Yager, демо-версия которой оказалась на диске журнала Game.exe, выдала неприятный сюрприз. Не обнаружив поддержки инструкций SSE, игра отказалась работать с процессором Athlon. Хоть и сообщила о том, что полная версия игры обязательно запустится на чипах от AMD. Подходящего по мощности Pentium не нашлось, так что роль ополченца-фрилансера примерить не получилось.
Отлично повёл себя преемник Elite, симулятор космического торговца X2: The Threat. Но при длительных перелётах, выбрав курс, обычно снимаешь руки с штурвала. И тут отметилась склонность корабля слегка задирать нос. Позже этот эффект проявился и в игре WarBirds III, где частенько приходится несколько минут добираться до места действия. Похоже, кривую реакции по оси Y придётся тщательно настраивать.
Устанавливая Aquanox, я ожидал чего-то нового - всё-таки физика движения под водой несколько отличается от оной в воздухе и вакууме. Но нет, по ощущениям игра оказалась очень близкой с Comanche 4 - и такой же малоинтересной. Хардкорные подводные симуляторы трогать не стал - управление там сводится к возне с циферблатами и тумблерами. Аркадные же подводные игры, судя по обзорам, поголовно страдают атрофией физической модели.
В итоге тестирование штурвала свелось к рейдам в X2: The Threat и потасовкам в ретросимах Wings of War и WarBirds III. Последняя была выбрана за то, что кроме летательных аппаратов предлагает порулить и наземными средствами передвижения. Между прочим, довольно весело управлять танком с помощью штурвала и педалей, пусть и в ущерб аутентичности. Рекомендую эту связку тем, кому нравится гонять на фантастических ховерах и багги - удовольствие без насилия над ассоциативными центрами гарантировано.
Нужно отметить не очень удачное расположение ручек газа, шага винта и регулятора "шаг-газ". К ним приходится тянуться: левой рукой поверх штурвала, правой - вокруг оного. Снимать с рукоятки правую руку во время полёта не хочется - из боязни потерять контроль. Возможно, левшам управляться будет удобнее. И всё же лучше было бы вынести эти регуляторы на боковые стороны корпуса.
Итоги и замечания
Я не стану давать рекомендаций энтузиастам боевых авиационных симуляторов в силу небольшого опыта в этой области. Но то, что я испытал в WarBirds III и Wings of War, мне очень понравилось. Положительные впечатления от X2: The Threat могут быть следствием моей давней привязанности к жанру космического трейдинга. И всё же пощупать единственный в мире штурвал для лётного симулятора должен каждый причастный к этому делу.
Многочисленным поклонникам MSFS, X-Plane и Flight Unlimited выбирать вообще не из чего. Существует, конечно, "облегченный" штурвал Flight Sim Yoke LE USB, но у него отсутствуют аналоговые ручки шага винта и контроля "шаг-газ". А если человек разбирается в играх этого класса, он, конечно не откажется от каждого дополнительного регулятора. Да и от педалей Pro Pedals - тем более, что совместимость контроллеров обеспечена производителем.
А вот для "автосимулирования" я бы посоветовал всё же приобрести руль. Знакомый энтузиаст Need for Speed (и обладатель водительских прав), оценив штурвал в NFS: Porsche Unleashed, остался не очень доволен ограниченным углом поворота. Педали тоже оказались ему непривычны.
Мне же, как приверженцу космосимов, комплект из штурвала Flight Sim Yoke USB и педалей Pro Pedals кажется наиболее подходящим для патрулирования, торговли и выполнения квестов среди звёзд. Не поддерживается обратная связь - так ведь ударная волна в вакууме не распространяется. А увернуться от выстрелов и метеоритов с контроллерами CH Products будет проще простого.