И в ближайшие два года туда будет инвестировано еще порядка $9 млрд. Россия же при самых благоприятных условиях получит в 2004-2005 годах менее $1 млрд.
И удивляться этому не надо. По мнению многих руководителей западных компаний, российский автомобильный рынок пока еще недостаточно развит и объемы продаж иномарок не позволяют открывать тут полноценные производства. Хотя, надо отметить, что спрос на автомобили растет буквально не по дням, а по часам. Инвесторов отпугивает также и нестабильность на автомобильном рынке – постоянно ходят разговоры о повышении или понижении пошлин, всевозможных льготах и так далее. Например, еще весной прошлого года Минэкономразвития было уверено, что пошлины на новые автомобили надо повышать с 25% до 35%, что стимулирует иностранные компании строить в России свои сборочные предприятия. А в этом году глава ведомства Герман Греф сказал, что правительство отказалось от этой идеи. Мало того, Михаил Фрадков заявил председателю Еврокомиссии Романо Проди, что если Россию примут в ВТО, то тогда пошлины на ввоз новых автомобилей будут снижены до 20%, а затем и вовсе до 10-15%! Естественно, в условиях быстро меняющихся планов российского правительства иностранным компаниям очень сложно рассчитывать свои бизнес-планы. Кроме того, по словам заместителя руководителя «АСМ-Холдинга» Александра Ковригина, при 20% пошлине на ввоз новых иномарок при существующих ныне объемах продаж инвестиции в автомобильную промышленность становятся невыгодными. И проще будет просто завозить автомобили из-за границы, чем организовывать в стране сборочные предприятия. А для бурного развития автопрома, по его мнению, нужно увеличить пошлины до 50%.
Ford не терпит секретов
• | Уже к 2007 году общий уровень локализации сборки Focus составит не менее 50% |
Стоит отметить, что сейчас машинокомплекты для сборки Ford Focus ввозятся в Россию без пошлины по специальному соглашению. Однако это же соглашение предусматривает, что уже к 2007 году общий уровень локализации сборки составит не менее 50%. Это совершенно не означает, что половина автомобиля должна состоять из российских деталей. Имеется ввиду, что 50% от всех денег, вложенных в выпуск автомобиля, должны быть потрачены в России. А в общую стоимость машины входят не только всевозможные детали, но и затраты на аренду земли, электроэнергию, зарплата рабочим и так далее. Так что сейчас, несмотря на то что Focus из Всеволожска имеет лишь несколько российских деталей, уровень локализации в сборке этой модели превышает 20%. Но до 50% еще ой как далеко. И, тем не менее, представители Ford уверены, что им удастся выполнить взятые на себя обязательства. Для этого еще в 2000 году была создана специальная группа, представители которой только и занимаются тем, что ездят по всей стране в поисках поставщиков. «В России вообще много предприятий, которые могли бы сотрудничать с Ford , но следует иметь в виду, что американская компания предъявляет очень высокие требования не только к качеству итогового изделия, но и к процессу его производства, а также к системе управления на предприятии. Ford не терпит секретов, поэтому фирма должна не только показать деталь, но и рассказать как она ее делает, откуда берет сырье, как его обрабатывает», - говорит Тимур Шоштаев генеральный директор ЗАО «Интеркос – IV», которое заключило с «Форд Мотор компани» уже несколько контрактов.
Главная проблема – поставщики
• | Внедорожник «Шевроле Нива» является сейчас одним из самых надежных и безопасных российских автомобилей |
Интересно, что предприятие по выпуску новых двигателей, вероятнее всего, будет выведено за рамки СП «GM-АвтоВАЗ», однако при этом его учредителями станут те же структуры: концерн General Motors, ОАО «АВТОВАЗ» и Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР). Сколько будет вложено денег в новый двигательный завод пока не известно, но, по словам Джона Милонаса, это будут самые крупные инвестиции в российский автопром за всю его историю! В первую очередь новые моторы предполагается поставлять на СП «GM-АвтоВАЗ» для установки под капот «Шевроле Нивы» и нового седана «Шевроле Вива». Именно это и позволяет предположить, что на новом предприятии начнут выпускать 1,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 125 л.с. (этот силовой агрегат устанавливался на Opel Corsa, Astra, Zafira и Vectra). Вероятнее всего, «опелевский» мотор российской сборки будут ставить и на автомобили производства АВТОВАЗ. Можно предположить, что первое время завод будет лишь собирать двигатели из импортных комплектующих, но уже сейчас всем понятно, что руководство АВТОВАЗа и GM хочет, чтобы как можно больше деталей выпускалось в России. Это позволит значительно снизить стоимость мотора и, соответственно, готового автомобиля. Строительство нового предприятия может начаться уже в этом году.
Несмотря на проблемы с поставщиками, СП «GM-АвтоВАЗ» довольно успешно развивается. Можно с уверенностью говорить о том, что внедорожник «Шевроле Нива» является сейчас одним из самых надежных и безопасных российских автомобилей. Этим и объясняется неплохой спрос на эту модель – в прошлом году было выпущено 25 250 машин, а в этом запланировано сделать уже 55 150 штук. Причем, часть из этих автомобилей будут оснащены двигателем Opel и иметь богатую комплектацию (такие машины в России называют «экспортными»). И, что особенно приятно, руководство «GM-АвтоВАЗа» не делает никакой разницы при сборке «Шевроле Нива» между машинами, предназначенными для российского и зарубежных рынков. «Наш продукт будет высокого качества как для экспортного рынка, так и для внутреннего, поскольку не может быть двух видов качества. Оно только одно. Считаю, что качество для российского рынка должно быть более важным, чем для экспорта, потому что российский потребитель платит намного больше по сравнению со своими доходами, чем его западный коллега», - считает Джон Милонас.
А вот Renault отказалась принять на себя обязательства локализовать производство нового седана Logan на 50% за пять лет (этот автомобиль начнут делать уже в следующем году). Причина все та же – низкое качество российских комплектующих. Французы хотят собирать в Москве уже в 2006 году до 60 тыс. Logan в год, которые будут проданы в России. Мало того, эксперты прогнозируют, что этого количества будет недостаточно для удовлетворения спроса, ведь по прогнозам Renault российский рынок уже через четыре-пять лет будет способен поглощать до 100 тыс. Logan ежегодно!
Минусы «отвертки»
• | ТагАЗ в этом году сделает около 23 тыс. автомобилей, вместо возможных 30-35 тыс. |
Но у ТагАЗа скоро может появится очень серьезный конкурент в борьбе за российский рынок недорогих корейских автомобилей. В конце прошлого года компания Kia и российская группа «СОК» подписали соглашение о сборке автомобилей Kia на площадях предприятия «Ижмаш-Авто». В Ижевске планируется выпускать Kia Spectra, которая больше известна как Kia Sephia или Shuma. На данный момент в России такие машины стоит около $11-13 тыс. Предполагается, что после начала выпуска этих автомобилей цена на них упадет до $8-9 тыс.
• | В Ижевске планируется выпускать Kia Spectra, которая больше известна как Kia Sephia или Shuma |
Постоянно увеличивает количество собранных автомобилей и ЗАО «Автотор». Если в 2002 году там было сделано 5713 машин, то в прошлом уже 9242 штуки (рост 62%), а в этом году в Калининграде могут собрать порядка 15 тыс. автомобилей. В отличие от всех других автосборочных предприятий ЗАО «Автотор» обладает одним большим преимуществом – оно собирает автомобили разных марок (Kia, BMW, Hummer), которые выступают в разных ценовых категориях. Благодаря такой мультибрендовой стратегии Автотор закрывает сразу несколько ценовых ниш и имеет определенную мобильность – в случае падения спроса на ту или иную модель компания сможет переключиться на выпуск других автомобилей.