Футбольные менеджеры - это как религия. В них можно только верить или не верить. И если веришь, то ни один аргумент не сможет сдвинуть с твоих позиций. А если нет, то нет таких слов, которые заставят поверить. В футбольные менеджеры либо играют - либо нет.
Вот порадовал нас Eidos очередной новинкой - Championship Manager 2003/04. После первого взгляда на игру напрашиваются снова параллели с религией. Есть достаточное количество красивых менеджеров, красочных, где игрой можно не только управлять, но и видеть её, словно в телевизоре. Со всеми этими 3D-эффектами, тенями от мачт светового освещения и натянутыми текстурами лиц футболистов. А есть Championship Manager. Да, да - он вновь отличается от своих собратьев, словно белая ворона в обычной стае птиц. Он вновь не порадовал нас никакой графикой. Словом, CM - это суровый и аскетичный дзэн-буддизм на фоне развеселых кришнаитских течений (например, того же EA Premiership Manager). Религию тоже выбирают лишь раз и верят в ней с первого до последнего вздоха. Ну - в данном случае с первого до последнего удара по воротам.
Практически четвертая версия игры претерпела мало изменений. Можно наблюдать за игрой, но игроки при этом представляются маленькими круглыми фишками, а поле напоминает планшет тренера на теоретическом занятии. Зато все наглядно и понятно. Прямо переходный этап получается. Чем всегда был хорошо CM - проработанностью. У каждого игрока десяток самых разных параметров. Сошлись в поле защитник и нападающий. У форварда "дрибблинг" 17, а у защитника "отбор" 10 - значит, процентов 60 что форвард пройдет дальше. Или навес с углового, - мы смотрим параметр "игра головой". Всё понятно и просто. А теперь еще и наглядно. На фишках, на пальцах. Игра видна и читается. Даже, пожалуй, стань игра полностью трехмерной, можно было бы засомневаться - уж не переписали ли генератор матчей. А тут... Через год, когда игроки обретут плоть - зато можно будет точно верить и знать, что перед нами всё тот же продуманный CM. Начинка осталась практически без изменений с первых "четвертых" версий игры. Всё та же дотошность в определении позиций и действий игроков в поле, продуманные и разнообразные тренировки игроков. Плюс какое-то визуальное представление игры. Десятки лиг, сотни клубов - все футболисты реальные и имеют максимально приближенные к реальности параметры.
Зачем все это, спросите вы? Можно получать удовольствие от менеджмента и управления командой. Взять к примеру "Интер", который был недавно бит московским "Локомотивом". Дзакерони предпочитает классику 4-4-2. А можно поставить 3-5-2 с акцентом на левый фланг и видеть, как великолепно выглядит Рекоба на левом фланге. И знать, что именно вы творец победы, так как сумели создать такую команду, которая грамотно использует свои козыри и слабость соперников. Между прочим, матч здесь можно смотреть практически на протяжении 90 минут (ну ничем не хуже телевизора - только чуточку невзрачнее). Это выгодное отличие от конкурентов. Они почему-то стараются сделать игру динамичнее и потому стараются уложить нормальный футбольный матч в 5-6 минут. А если поставить 90 минут, то мы увидим голевую феерию около 9:6. Что никак не соответствует реальности футбола. А тут будет адекватный счет - 0:0, 1:0, 2:3 и тому подобное.
Резюмируя - необходимое приобретение для всякого поклонника футбольных менеджеров и хороший шанс незнакомому ранее с такими вещами "просто поклоннику футбола" приобщится к этому увлекательнейшему занятию.